Развитие творческой активности и познавательной инициативы старших дошкольников посредством технологии проектирования

Конференция: Современный детский сад

Автор: Максименко Татьяна Олеговна

Организация: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Она актуальна и очень эффективна, так как дает каждому ребенку возможность синтезировать полученные знания, экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Проектирование в моей группе – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о личных и социально-гуманных сферах жизни. В технологии проектирования соотношение «ребенок-взрослый» строится на соучастии. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного сотворчества.

В своей педагогической практике я использую технологию проектирования в течение нескольких лет. В группе реализую как индивидуальные и парные детские мини-проекты, так и групповые. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Парный проект осуществляется парой участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения. Групповой проект осуществляется группой участников (от 3 до 10 человек). Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – дети, ребенок – ребенок, дети – родители.

Отмечу, что технология проектирования интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, т. к. она дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении познавательных задач, сделать образовательный процесс не скучным.

 

 

Таким образом, технология проектирования:

  1. Помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

 

  1. Требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

 

  1. Позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта (проект, презентация, творческая работа, видеоролик с собственным озвучиванием…)

Основной целью проектирования в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, повышения самостоятельной активности детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем вопросе и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. В этот период происходит интеграция между решением образовательных и творческих задач и мыслительной, речевой, практической, художественной и другими видами деятельности. Кроме этого, такая деятельность помогает педагогу создать открытое образовательное пространство, вовлекающее всех участников (педагог - дети - родители) в современный интерактивный процесс по познавательному развитию на основе равноправия и партнерства.

Темы проектов могут быть самыми разными. По моему мнению, более успешным будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Это обеспечивает мотивацию к успешному обучению. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны большинству детей. В моей группе - это животные, любовь к животным. Поэтому основной акцент всех проектов сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Накапливая творческий опыт, дети при моей поддержке стали соавторами и авторами исследовательских, творческих, практико-ориентированных гуманных проектов. К примеру, совместно с детьми и родителями реализовали такие проекты, как «Кошачья планета», «Четвероногий друг», «Мой любимчик-попугайчик!», «Грызунчики», социально-гуманный проект «Добрые ладошки» (сотрудничество с приютом города) и др.

Все мои вышеперечисленные проекты направлены на становление экологически грамотного отношения к животным на основе перцептивно-эмоционального и практического взаимодействия ребенка с представителями ближайшего природного окружения и развитие основ нравственности.

В содержание данных проектов вошли наблюдения в «дистанционных» живых уголках, сюжетно-ролевые игры, практикумы, арт-мастерские, творческие детско-родительские мини-проекты ( «Забавный случай из жизни питомца», «Что я знаю о породе», «Добрая история появления моего питомца в семье» и др.), создание видеороликов, «Уроки доброты» Ю. Куклачева и др. Как итог каждого проекта - оформление коворкинг-зоны в приемной группы, защита и презентация проекта.

В результате реализации этих проектов дети овладели элементарными знаниями о науках: «фелинология», «кинология», «орнитология», «ихтиология», «герпетология». Пополнили словарный запас экологической и профессиональной терминологией. У них сформировались предпосылки грамотного ухода, гуманного воспитания, азов дрессировки домашних и декоративных животных. Ведь именно дети – это новое поколение будущих хозяев домашних животных. Через творческое взаимодействие ребенка и животного поддерживала психическое равновесие, развивала экологическое сознание, эмоционально-нравственную гуманную сферу личности (чувство сопереживания, сострадания, сочувствия, милосердия и любви к животным).

Исходя из всего вышесказанного, я пришла к выводу, что технология проектирования, как ни какая другая, не только естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс, но и поддерживает детскую познавательную и коммуникативную инициативу в условиях детсада и семьи. Является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к детям старшего дошкольного возраста.

 

Список используемой литературы:

  1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / Управление ДОУ. - 2006. - №7.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008.

Евдокимова Е.С. "Технология проектирования в ДОО. ФГОС ДО"/ - М.: Сфера, 2019.

Опубликовано: 20.03.2022