Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности детей с ТНР 5-6 лет

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Вербицкая Елена Викторовна

Организация: МБОУ С(К)ОШ №11 дошкольное отделение

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым». Жан Жак Руссо

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Работа с детьми в логопедической группе предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Поэтому, для сохранения и укрепления здоровья детей в группе, необходимо тесное сотрудничество воспитателей, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. То есть, проведение комплексной оздоровительно-коррекционной работы, включающей в себя современные здоровьесберегающие технологии - это:

1. Сохранение и стимулирование здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения для глаз, ортопедическая гимнастика).

2. Обучение здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игротренинги, занятия из серии «здоровье», самомассаж).

3. Коррекционные (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика).

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: это

  • Динамические паузы проводим во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики. Динамические паузы способствуют снижению утомляемости и повышению работоспособности детей.
  • Физкультминутки: во время проведения организованной образовательной деятельности их длительность составляет 1,5-2 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.
  • Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ТНР. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.
  • Релаксация – специальный метод, направленый на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Используем для работы спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Проводим их в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей.

  • Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Виды пальчиковой гимнастики.

1) пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2) игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли).

3) игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр) и др.

Развитие мелкой моторики проводим ежедневно, в любое удобное время, а также в НОД.

  • Кинезиологические упражнения

Эти упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что в свою очередь способствует более эффективному освоению нового материала. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения. В работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос», и т. д. А также, упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

  • Дыхательная гимнастика используется ежедневно как система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач: насыщение организма кислородом; улучшение обменных процессов в организме; повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы; нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма; развитие силы, плавности и длительности выдоха.
  • Дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным вдохом через нос и выдохом через рот. Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды наших групп (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры и мн.др.). Проводим в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.
  • Артикуляционная гимнастика проводится до 10-12 минут ежедневно. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
  • Упражнения для глаз проводим с целью: укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления; снятия напряжения; общего оздоровления зрительного аппарата. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требуется специальных условий. Длительность 2 — 4 мин. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. Гимнастику для глаз проводим ежедневно, в неделю планируем для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида. Используем в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки
  • Ортопедическую гимнастику проводим для детей с плоскостопием и нарушениями осанки в качестве профилактики болезней опорно-двигательного аппарата.

2. Обучения здоровому образу жизни

  • Утренняя гимнастика. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утренняя гимнастика проводится перед завтраком. Формы и методы проведения, длительность зависит от возрастных особенностей детей.
  • Гимнастику пробуждения проводим после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Она является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводим ежедневно, она состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.
  • Самомассаж применяем как дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажёры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Рекомендуется детям с гипертонусом мышц.

3. Коррекционные технологии:

  • Психогимнастика. Одним из ее составляющим является мимическая гимнастика. Для детей с ТНР большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку: познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей; развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций; усилить глубину и устойчивость чувств; разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние. Проводится в непосредственно-образовательной деятельности, как часть занятия.
  • Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга ; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Проводится как часть НОД.
  • Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре, которую используем вместе с педагогом-психологом. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. На своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Одно из направлений арт-терапии - технология воздействия цветом или цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса). Нервная система ребенка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития. Выделяем следующие формы:

  • Ассоциативное рисование. Темы для рисунков самые различные: мой дом, моя мама, моя любовь, мой страх, радость, свет, тепло и др. Дети используют разнообразные изобразительные средства по желанию, подбирая цвет, который, по их мнению, ассоциирует с данной темой.

В изобразительной деятельности используем психотерапевтические нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и др.

  • Песочная терапия. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики.

  • Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы). Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии..
  • Сказкотерапия. Многие игровые технологии, которые мы применяем на занятиях, сопровождаются сказками, которые сами придумываем, и даем возможность придумать детям, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей, во всех группах оборудованы спортивные уголки, которые оснащены разнообразным спортивным инвентарем.

  • Су - джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Применять Су-Джок-массажеры можно в виде массажных шариков, массажных металлических колец, в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Достоинствами Су-Джок терапии являются: безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно; универсальность – могут использовать педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях; высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект; доступность – для получения результата необходимо проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми с ТНР способствуют следующим результатам:

- повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей. Повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать, учатся красиво говорить;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка. Корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности;

- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года. Пробуждается интерес к занятиям, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств.

Золотые правила здоровьесбережения:

• Соблюдайте режим дня!

• Ешьте вовремя! Не пропускайте завтрак, не переедайте! Соблюдайте питьевой режим!

• Больше двигайтесь! Лучший отдых – это смена деятельности!

• Организуйте спальное место! Спите в прохладной комнате!

• По возможности, избегайте стрессов и негативных реакций! Не торопитесь!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

Правильная организация коррекционно-воспитательной работы с применением элементов здоровьесберегающих технологий, а именно: дозировка нагрузки с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, а также создание здоровьесберегающей среды повышает эффективность коррекции различного рода речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих мероприятий определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушением речи.

В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

Таким образом, использование здоровьесберегающих мероприятий в работе с детьми, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию каждого ребенка.

Опубликовано: 07.05.2022