Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания эмоциональной отзывчивости у детей 4-5 лет

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Бурыкина Светлана Олеговна

Организация: БПОУ Вологодский педагогический колледж

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

Тема развития сюжетно – ролевой игры не теряет своей актуальности, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет, и игра имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский [1]. Игра – это социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому очень актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности. Для детей игра представляет особую важность. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления; игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка; игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры [1].

Игра — это не только развлечение, игра является средством познания окружающей действительности, социализации. Одним из видов игр является сюжетно-ролевая игра. Д. Б. Эльконин рассматривал игру как «... воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми». Д. Б. Эльконин предлагал следующую классификацию игр, выделяя их разновидности соответственно возрастным этапам:

  1. предметные;
  2. предметно-сюжетные;
  3. ролевые;
  4. сюжетно-ролевые [6].

Таким образом, одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. Сюжетно – ролевые игры могут носить импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий.

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [3].

Как и любая деятельность, игра имеет характерные для всех видов структурные элементы (мотив, цель, средства). В отличие от других видов деятельности, игра не имеет своего продукта, кроме того, в игре можно выделить только ей характерные структурные элементы: роль, сюжет, содержание, игровые действия, игровые правила.

Далее рассмотрим основные структурные элементы сюжетно-ролевой игры. В структуре сюжетно-ролевой игры как деятельности мож­но выделить следующие элементы: мотив, тему, сюжет, игровое действие, игровую роль, воображаемую ситуацию, игровой ма­териал.

Первоначально в качестве мотива выступает игровое действие, возникающее по мере овладения ребенком предмет­ным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно основным мотивом сюжетно-ролевой игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербаль­ного, вербального) с другими участниками игры.

Тематики сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом игра­ющих детей, а также в связи с содержанием программ воспита­ния и обучения детей дошкольного возраста.

Игровое действие – основная единица игровой деятельности, передается (изображается, воспроизводится) ребенком в ответственности с замыслом игры в обобщенной и сокращенной форме или в виде схемы. Для ребенка это настоящее действие, с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек и предметов-заместителей.

Основными характеристиками игрового действия являются:

  • наличие осознанной цели и способов (операций), с по­мощью которых оно совершается;
  • наличие игрушек или предметов-заместителей, которые в воображаемой ситуации заменяют действия с реальными пред­метами

Сюжет ролевой игры задают события, которые в определен­ном последовательности изображаются в игре. В одной теме игры может быть реализовано несколько сюжетов.

Одним из ключевых моментов игры явля­ется выбор роли. Это отождествление ребенком себя с каким-либо персонажем, воспроизведение его действий и отношений. С другими действующими лицами. Роль часто становится для дошкольников мотивом, причем по ходу развития игры осоз­нание ребенком исполняемой роли и смысла игры может ме­няться. Выбор роли обычно связан с ее называнием, обозначе­нием словом. В игре выделяются роли главные и второстепенные. Как отмечают исследователи, главные роли в основном берут на себя активные дети, дети-лидеры.

Воображаемая ситуация появляется из несовпадения реаль­ных условий с игровым действием в процессе игры (сидит на стуле, а говорит, что плывет на корабле). Это определенная условность, которая принимается всеми участниками игры при воссоздании реальной действительности через воплощение выб­ранной ребенком роли с использованием предметов-заместителей

Игровой материал - игрушки, предметы реального мира, предметы-заместители, которые дети используют в процессе сюжетно-ролевой игры [4].

Менджерицкая Д. В. говорит о том, что чем старше становятся дети, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач [5].

В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника этого возраста заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия.

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима. Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой - направить их общение. Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие – по 6–7 человек – группы на основе личных симпатий, привязанностей [5].

Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой [5].

Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями. В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения [1]. Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу.

При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.

Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные: рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры. На 5-м году жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр. Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал.

  • внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения. Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон. Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая) [1].

К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели. Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга. Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт [2].

  • с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи. На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков.

Таким образом, изучив и проанализировав ряд психолого– педагогической литературы можно заключить, что сюжетно-ролевая игра, оказывает разностороннее положительное влияние на развитие личности ребенка, в том числе и эмоционально-нравственном, так как является одним из основных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. Погружение дошкольника в роль, ролевые взаимоотношения со сверстниками, которые появляются в процессе реализации замысла игрового 29 сюжета при передаче дошкольниками его эмоционально-выразительного содержания, помогают детям лучше понять другого человека, учесть его эмоциональное состояние, желание, настроение, чувства и переживания. Именно сюжетно-ролевая игра является мощным средством педагогов дошкольных учреждений в побуждении детей к нравственно ценным поступкам, в воспитании гуманных качеств и чувств, развития эмоциональной отзывчивости у детей, культуры сопереживания и заботы, отзывчивого отношения к сверстникам, понимание их эмоционального состояния.

 

Список литературы и источников:

  1. Волков, Б. С. Закономерности психического развития в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Сфера, 2003. – 210 с. – Текст: непосредственный
  2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург.: Питер, 2007. – 512 с. – Текст: непосредственный
  3. Гребенкина, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45785/ (дата обращения: 20.12.2021).
  4. Касаткина, Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада/ Е. И. Касаткина; Департамент образования Вологодской обл., ГОУ ДПО "Вологодский ин-т развития образования". – Вологда: ВИРО, 2007. – 166 с. – Текст: непосредственный
  5. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре – Москва: Просвещение, 1982. – 210 с. – Текст: непосредственный

Эльконин, Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с. – Текст: непосредственный

Опубликовано: 26.05.2022