Игра как способ обучения плаванию дошкольников в условиях бассейна в ДОО

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Струль Ольга Васильевна

Организация: МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 172

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

В последние годы  значительно возрос интерес к средствам и методам укрепления психофизического здоровья детей, профилактике заболеваний, развитию жизненно необходимых ребенку физических качеств. Поэтому основной целью Примерной основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ( по которой работает наша ДОО) является оздоровление, сохранение и  укрепление физического и психического здоровья детей.  Очевидно, что  ведущая роль в достижении этих целей отводится физическим упражнениям и  в том числе занятиям  плаванием.

      Наша  ДОО не ставит целью вырастить из детей спортсменов, олимпийских чемпионов – это задачи спортивных специализированных школ. Главное в обучении плаванию в детском саду – адаптировать ребенка к водному пространству, использовать плавание в бассейне как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка. Кроме того, плавание является для ребенка жизненно необходимым навыком, предотвращающим несчастные случаи на воде.

       В соответствии с ФГОС ДО,  игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Какие бы навыки мы не хотели привить ребенку дошкольнику, мы это делаем с помощью игры. Не является исключением и обучение плаванию. Роль игры здесь трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая – либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребенок,  не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким либо причинам не мог решиться выполнить осознанно.

 

На занятиях плаванием с детьми  дошкольного возраста, обязательно используются игры и развлечения на воде.

Игры и развлечения на воде способствуют:

1) повышению интереса детей к повторению знакомых упражнений;

2) повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятий;

3) Совершенствованию плавательных умений и навыков;

4) Совершенствованию физических и морально-волевых качеств;

5) Выработке умения взаимодействовать в коллективе;

6) Воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Игры, применяемые при обучении плаванию, в зависимости от возраста и подготовленности участников, делятся на три группы.

Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Такие игры проводятся с новичками на первых занятиях  плаванием. Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это игры с преодолением сопротивления воды, с погружением в воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.

К ним относятся игры типа "Кто быстрее спрячется под водой?", "У кого больше пузырей?", "Кто дальше проскользит?" и т.д.

Вторая группа - игры сюжетного характера. Они являются основным учебным материалом на занятиях плаванием для детей дошкольного возраста. Их следует включать в занятия после того, как дети освоятся с водой, научатся передвигаться и уверенно чувствовать себя в воде. Среди этих игр встречаются и такие, в которых необходимо разделение участников на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила, её надо предварительно объяснить, а иногда и провести вначале на суше .

К сюжетно-образным играм относятся "Караси и карпы", "Поезд в тоннель", "Рыбы и сеть" и др., а также большая группа игр, типа "Убегай-догоняй", с бегом и плаванием. Сюжетные игры представляют собой упрощённый вариант командных игр, поэтому результат действий каждого игрока в группе должен немедленно оцениваться. В этих играх принимают участие как умеющие, так и не умеющие плавать дети.

Третья группа - командные игры. В них участники объединяются в равные по силам команды. Команда может состоять из игроков разного возраста и пола.

Эти игры воспитывают чувство коллективизма, развивают инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют от дошкольников проявления самостоятельности, достаточных волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо, например, при разрешении возможных игровых конфликтов. Добровольное ограничение своих действий правилами игры воспитывает сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки .

Как правило, в командных играх принимают участие занимающиеся, которые хорошо плавают и уверенно чувствуют себя в воде.

При проведении игры нужно соблюдать следующие правила:

1) в игру разрешается включать только те упражнения и движения, которые освоены всей группой;

2) в каждой игре должны участвовать все дети, находящиеся в воде;

3) в каждой игре перед её участниками должна быть поставлена конкретная задача;

4) объясняя игру, необходимо чётко рассказывать о её содержании и основных правилах; в случае необходимости - выбрать ведущего и разделить играющих на группы, равные по силам;

5) если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;

6) во время игры необходимо тщательно следить за поведением играющих, строго наказывая за все нежелательные проявления, грубость, нетоварищеское поведение, нарушение правил игры;

7) игру нужно остановить, если возникнет необходимость сделать замечание кому-либо из играющих;

8) после окончания игры нужно обязательно объявить её результаты, назвать победителей и проигравших, особо поощрить тех, кто проявил взаимопомощь и умение действовать в интересах коллектива;

9) игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела детям, и они не очень устали.

Успешному проведению игр в воде с детьми дошкольного возраста помогает непосредственное участие педагога, что позволяет быстрее организовать детей, вовлечь их в игру. Если педагог сам непосредственно не участвует в игре, то он должен выбрать для себя такое место по отношению к играющим,  чтобы хорошо видеть всё и всех .

Классификация игр:

С использованием дополнительных средств:

- с предметами

-без предметов

- с дополнительным оборудованием.

По целевому назначению:

- с учебной целью;

- для отдыха и развлечения;

- с лечебной целью.

По характеру организации:

- командные;

- некомандные;

- сюжетные;

-несюжетные;

- на воде;

- под водой.

По направленности воздействия:

- ознакомление со свойствами воды;

- изучение и совершенствование техники способов плавания;

- развитие физических качеств;

- ознакомление с элементами прикладного плавания;

- с элементами прыжков в воду .

Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, количества участников, их возраста и уровня плавательной подготовленности, а также от условий для проведения игры (глубина водоёма, температура воды). Умелый подбор игр даёт возможность регулировать физическую и эмоциональную нагрузку для детей.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной части занятия продолжительностью 5-7 минут, а иногда и более - в зависимости от содержания игры и задач данного занятия.

Опубликовано: 06.02.2023