Формирование правильного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Квач Анна Алексеевна

Организация: МБДОУ Ясли – сад №316

Населенный пункт: Донецкая Народная Республика, г. Донецк

АННАТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме организации деятельности в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольников. Сделан акцент на важность этого вопроса и раскрыты пути и способы формирования привычек здорового образа жизни, исходя из возрастных особенностей детей.

Статья рекомендована воспитателям и другим специалистам ДОУ, родителям детей дошкольного возраста с целью повышения компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном возрасте и формирования безопасного для жизни и здоровья поведения детей.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье; здоровый образ жизни; валеологическое воспитание; двигательная активность; закаливание; дети дошкольного возраста.

 

Здоровье – это то, без чего жизнь не будет счастливой, долгой и интересной. «Здоровье  - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов», - так дает определение Всемирная организация здравоохранения.

Мы все знаем, что здоровье потерять легко, восстановить значительно сложнее, а порой, и невозможно. Купить за деньги тоже не получиться. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения [6].   От здоровья детей зависит будущее общества. Поэтому здоровье детей является важной задачей для всего человечества.  Но в последнее время во всём мире наблюдается тенденция к ухудшению здоровья населения планеты и дети не исключение. Многие факторы агрессивно действуют на здоровье детей. Это и экологическая обстановка в мире, различные катастрофы и неблагоприятные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания и некачественная вода, эмоциональная раздражительность окружающих взрослых, неожиданная пандемия и другие факторы, которые отрицательно воздействуют на психическое и физическое здоровье детей.

            Сегодня сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из главных стратегических задач развития ДНР. С целью реализации государственной политики ДНР в сфере сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, а также формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у граждан Донецкой Народной Республики разработана Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи ДНР. Целью Концепции является сохранение и укрепление здоровья населения ДНР путем повышения уровня валеологической образованности граждан и формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровью через создание целостной системы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний [4]. 

В условиях модернизации дошкольного образования ГОС ДО ДНР одной из приоритетных задач определяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование здорового образа жизни [2].  Дошкольное образование направлено на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Долг каждого воспитателя и родителя заключается не только в том, чтобы дать детям качественные знания, но и в том, чтобы сформировать с дошкольного возраста осознанную установку на здоровый образ жизни и помочь детям с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. [6]. Именно в дошкольном возрасте необходимо заложить ценности здорового образа жизни, научить детей ценить и беречь здоровье, сформировать базу данных и практических навыков здорового образа жизни, а также полезные привычки и осознанную потребность в занятии физкультурой и спортом. Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению [1]

Чтобы сохранить здоровье ребенка, сформировать привычки здорового образа жизни необходимо объединить усилия всех взрослых, которые окружают его (родителей, воспитателей, врачей и др.), и создать вокруг ребёнка атмосферу, наполненную здоровыми потребностями, устоявшимися традициями. Необходимо с ранних лет формировать определенную культуру поведения и соответствующий стиль жизни. Тогда всё, что заложили в детском возрасте, станет прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Дети младшего дошкольного возраста не могут дать характеристику здоровью и здоровому образу жизни, но уже понимают, что такое болезнь и как это человек болеет. И тут большую роль играют взрослые и их отношение к здоровью. Именно в этом возрасте взрослые помогают ребёнку формировать положительные привычки, которые заложат основу для здорового образа жизни. Следует отметить, что они воспитываются не столько словами, сколько делами. При этом каждое указание взрослого должно сопровождаться доступным для ребёнка объяснением, похвалой или своим личным примером. Важен ещё и первый положительный результат. Следует обратить внимание на то, что неудача и неправильное поведение взрослых может привести к формированию вредных привычек (грызть ногти, сосать палец, есть руками и т.д.), а искоренять такие привычки сложно. Поэтому от взрослых требуется терпение, выдержка, поддержка и своевременная помощь.

В среднем дошкольном возрасте дети оценивают здоровье как не болезнь. Они знают, что болеть плохо, но что значит быть здоровым объяснить не могут. Они понимают, что быть здоровым – это не болеть. А чтобы не болеть, надо выполнять некоторые ограничительные действия, которые связанны с внешней средой (избегать сквозняков, переохлаждения, плохой погоды) или собственными действиями (не пить холодную воду, не сосать сосульки, не бегать по лужам в промокаемой обуви и т.д.). В этом возрасте на помощь взрослым может прийти любимая игрушка или разыгрывание ситуаций.

В старшем дошкольном возрасте возрастает личностный опыт детей и отношение к здоровью меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье с не болезнью, но более чётко определяют угрозы здоровью как от своих действий, так и от внешней среды, соотносят здоровье с соблюдением правил гигиены. Так же в этом возрасте дети начинают соотносить укрепление здоровья с занятиями физкультурой, замечают, что психологическая и социальная обстановка влияет на здоровье (шумно в группе и разболелась голова, чихал кто-то в группе, и я заболел и т.д.). Несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения и укрепления, дети этого возраста остаются пассивными в этом вопросе из-за малого объема знаний о здоровье и из-за непонимания опасностей неправильного поведения человека для сохранения здоровья. В этом возрасте нездоровое поведение часто приносит удовлетворение (пробежать по луже с разбрызгиванием воды в стороны и т. д.), а негативные последствия они не оценивают. И тут потребуется терпение и выдержка от взрослых и доступные ребёнку объяснения.

Основные условия развития у ребёнка потребности в здоровом образе жизни в дошкольном учреждении:

  •  гигиенически правильно организованная среда обитания;
  •  валеологическое воспитание;
  • овладение детьми системой понятий о своём организме, здоровье и ЗОЖ.

Валеологическое воспитание в ДОУ должно быть нацелено на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, где через разные формы работы прививаются детям навыки здорового образа жизни. Все знания доносятся через сказки, стихи, потешки, интересные детские истории и ситуации. Ведь только через интерес и игру дети запоминают новый материал.  А ещё большое значение уделяется практической деятельности, где дети используют эти знания в разных жизненных ситуациях.

Педагогам необходимо проводить анализ привычек, как полезных, так и вредных.  С вредными надо бороться в первую очередь, а полезные развивать, учитывая лучший семейный опыт в группе. Здесь важны не технологии, а средства и методы быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности, а от потребности к здоровому образу жизни – таков алгоритм деятельности будет приемлем в любом ДОУ.  Потребность в здоровом образе жизни должна быть вызвана внутренним состоянием ребёнка и связанна с чувством удовольствия, удовлетворения и комфорта.

В основу фундамента здорового образа жизни дошкольника должны быть заложены такие основные компоненты: 

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • рациональный режим;
  • правильное питание;
  • сбалансированная двигательная активность;
  • закаливание организма и дневной сон;
  • сохранение устойчивого психоэмоционального состояния.

 Соблюдение правил личной гигиены. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья.  Чем раньше детей приучать следить за своим телом и регулярно проводить гигиенические процедуры, тем быстрее они признают такие процедуры необходимыми для своего организма. Следует обращать внимание на индивидуальность предметов личной гигиены. Подвести детей к пониманию, что соблюдение чистоты тела важно и для своего организма, и для окружающих.

Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха [1]

Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При правильном и строгом соблюдении режима вырабатывается четкий ритм функционирования организма, что создает наилучшие условия для его работы и восстановления и тем самым способствует укреплению здоровья.

При проведении режимных моментов необходимо придерживаться таких правил:

  • Своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание, питьевой режим, бодрствование и т. д.).
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных моментах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных моментов.
  • Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более приближен режим к особенностям «биоритмического портрета» ребенка, тем лучше работают физиологические системы, что обязательно отражается на его здоровье и настроении.

Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья ребёнка. Основные принципы рационального питания:

  • удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;
  • обеспечение баланса;
  • соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды и способствует нормальному развитию ребенка. Именно питание оказывает самое непосредственное влияние на рост и состояние здоровья ребенка, его жизнедеятельность, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В вопросе питания важна регулярность, поэтому родителям в выходные и праздничные дни надо рекомендовать придерживаться такого распорядка приема пищи, как и в дошкольном учреждении.

Сбалансированная двигательная активность. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности:

  • физические упражнения и утренняя гимнастика;
  • гимнастика пробуждения;
  • физминутки и динамические игры;
  • пальчиковая, дыхательная, корригирующая гимнастики и гимнастика для глаз;
  • эмоциональные разрядки;
  • подвижные и спортивные игры.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основные условия формирования двигательной культуры:

  • создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
  • включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
  • развитие воображения при выполнении двигательных действий;
  • воспитание осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

            Через двигательную активность ребёнок приобретает не только осознанные двигательные навыки, но и развивает свой творчески потенциал, познавательные способности, волевые качества, учиться управлять эмоциями. Кроме физического развития, активные движения улучшают обмен веществ и пищеварительные процессы, активирует аппетит, тренирует волю и способствует положительному эмоциональному комфорту. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры и соревнования на свежем воздухе являются обязательными в любом дошкольном учреждении и проводятся регулярно. Чтобы не нарушать системности, следует работать в тесном контакте с родителями и передавать им эстафету на выходные дни.

Закаливание организма и дневной сон. Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач:

  • повышает устойчивость организма,
  •  способствует развитию компенсаторных функциональных возможностей организма,
  •  повышает работоспособность.

Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно - рефлекторные связи. При регулярном проведении закаливания:

  • улучшается деятельность всех систем и органов,
  •  увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям,
  •  вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды,
  •  повышается выносливость организма.

При этом надо соблюдать основные принципы:

  • закаливание только для здоровых детей;
  • при наличии у ребёнка страха, плача или другого беспокойства закаливающие процедуры не проводить;
  • осуществлять закаливающие процедуры постепенно, с увеличением времени, расширением зон воздействия и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • системность и постоянство.

В комплекс закаливающих средств, оберегающих нервную систему от перегрузок, особую роль играет организация дневного сна:

  • исключить за 30 мин. до сна активные игры и создать спокойную обстановку;
  • проветривать спальное помещение перед сном на 3-5 градусов;
  • для быстрого засыпания использовать элементы рефлексотерапии, колыбельные.

Пробуждение детей должно быть тёплым, нежным, с использованием спокойной музыки для выполнения гимнастики пробуждения. Крепкий сон - залог гармоничного развития, время, когда формируется мозг, развивается тело. Необходимо в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Поэтому необходимо:

  • создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника,
  •  обеспечить гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей,
  • создать психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Если в семье положительная психологическая и эмоциональная атмосфера, то ребёнок будет открыт общению и готов к дружбе, уверен в себе, любознателен и в хорошем настроении. И даже если он в ДОУ встретит неприятности или недопонимание, то ему будет легче перенести эти неприятности, ведь у него есть поддержка родителей. Без понимания в семье сложно создать взаимопонимание в детском коллективе.

В детском учреждении любая конфликтная ситуация должна быть рассмотрена и разрешена с воспитателем или психологом, без ущерба для ребёнка, через понимание взрослыми ситуации. Здесь надо больше уделить внимания общению со сверстниками, пониманию и проживанию эмоций, формировать эмоциональный интеллект.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Медицинские работники и педагоги в ДОУ работают в тесном контакте. Физкультурно-оздоровительная работа планируется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Перед педагогами стоит ряд задач, которые необходимо решить, чтобы сформировать у дошкольника первоочередные привычки к здоровому образу жизни:

  • помочь ребёнку познакомиться со своим телом и научиться к нему прислушиваться, познавать свои возможности;
  • расширять адаптивные возможности детского организма (повышение его жизнеустойчивости, сопротивляемости и избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • формировать потребность в физическом и психическом развитии, показать плюсы здорового образа жизни;
  • прививать культурно-гигиенические навыки и расширять знания о профилактических мероприятиях;
  • формировать основы безопасного поведения на улице, в быту и в разных игровых ситуациях;
  • научить обращаться с опасными для здоровья и жизни веществами и предметами;
  • формировать безопасное поведение при выполнении любого вида деятельности;
  • через обыгрывание ситуаций, угрожающих здоровью детей, формировать правильные подходы и основы безопасности;
  • донести детям важность правильного ухода за больным и познакомить с некоторыми моментами оказания первой помощи;
  • совершенствовать практические навыки здорового образа жизни;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать и сопереживать.

 К обучению надо подходить комплексно, используя разные эффективные методы. Для формирования ЗОЖ педагоги прибегают к таким методическим приемам:

  • художественное слово;
  •  рассматривание детских книг и разных тематических иллюстраций;
  •  беседы и рассказы;
  • моделирование ситуаций;
  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, игры-путешествия, интерактивные, квесты, подвижные и т. д.);
  • пальчиковая, дыхательная гимнастики, психогимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика пробуждения);
  • физминутки, самомассажи, закаливающие мероприятия (ходьба по шипованным коврикам, по каштанам, по морской соли и т.д.)
  • просмотр развивающих мультфильмов и видеопрезентаций;
  • проекты;
  • работа с природными материалами (песок, краски, сыпучие, вода);
  • релаксотерапия, музыкальная терапия и сказкотерапия.

            Главными формами работы считаются: режимные моменты, ООД, совместная деятельность детей и педагогов, досуги и развлечения, самостоятельная деятельность детей.

Во время ООД следует больше прибегать к активной практической, самостоятельной и интеллектуальной деятельности. Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые можно использовать в практических жизненных ситуациях.

В вопросе формирования здорового образа жизни значительную роль играет семья и тесные партнёрские взаимодействия педагогов и родителей. Совместная с родителями спортивно – досуговая деятельность направлена на приобщение детей к спорту и воспитание потребности в движении и активном образе жизни.  Пример родителей – самый лучший мотиватор к действию. Существует поговорка: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!"

 В детском саду необходимо тесно сотрудничать с семьями воспитанников. С этой целью оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режиму дня, возрастным особенностям детей, проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования основ здорового образа жизни и профилактике заболеваний, коррекции отклонений в развитии детей.

Формирование у ребёнка основ безопасного для жизни и здоровья поведения очень важно и должно строиться на воспитании тех или иных привычек, которые должны быть сформированы согласно возрастным особенностям и через пример или игровую деятельность. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала и пример взрослого. Каждый ребёнок, получив знания о себе, о своём теле, начнёт осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье [4]Полученные знания в ДОУ будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно и бесконфликтно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.  Через игровую деятельность и художественное слово дети научаться понимать, при каких условиях дом или улица безопасны для жизни и для здоровья. Дети будут рассматривать свой рост и развитие, как жизненный процесс, который зависит от правильности поведения, от того, насколько их образ жизни является здоровым [4]. Наряду с формированием привычек у детей появится чувство долга, ответственности, человечности.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Помним народную мудрость: «Всяк человек своего здоровья кузнец».

 

Список используемой литературы:

1. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие / Т.Л. Богина;- М.: Мозаика-Синтез, 2005.  – 112с.

2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки ДНР от 08.05.2020 № 68-НП. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-287-20180404/ (дата обращения: 01.04.2022)

3. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие /Л.В. Гаврючина; - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.

4. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №815.]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа https://docplayer.ru/30635996 (дата обращения: 01.04.2022)

5.  Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. Практическое пособие / М. Н. Кузнецова; - 2. изд., испр. и доп. - М.  АРКТИ, 2003. - 61, [2] с.

6. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8лет / Художник Е.А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144с.: ил.

Опубликовано: 13.02.2023