Патриотическое воспитание дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Васильева Лилия Табрисовна

Организация: МБДОУ детский сад «Рябинушка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Красное

Патриотическое воспитание -процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- расширение представлений о славных городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту; они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание ребенка -сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста- формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной,

семейными традициями; с детским садом, играми, игрушками, традициями;

- с селом, его историей, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

Цели и задачи патриотического воспитания:

Реализация патриотического воспитания направлена на решение следующих задач:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы в данном направлении.

2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

3. Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

4. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации герба, Гимна, Флага.

5. Воспитывать личность гражданина-патриота.

Главной целью данной работы является создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна своего дома и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Работа эта требует творческих усилий и поисков.  Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с Музыкальным воспитанием. Проведение музыкальных тематических занятий со слушанием песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества.  Фольклор– один из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Главное, отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или село является частью страны, Родины. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

3. Реализация программы патриотического воспитания

Работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным селом, его историей.

2. Знакомство с родным краем и Россией.

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе реализации работы с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Воспитатели организуют предметно-развивающую среду: подготавливают подборку художественной литературы, разрабатывают конспекты занятий и сценарии развлечений. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

 

Список использованной литературы:

1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.

2. В.Г.Рындак, Н.В.Алехина И.В.Власюк Педагогика: Учебное пособие, Москва, Высшая школа, 2006 г.

3. Под ред. Т.С.Комаровой Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1983 г.

4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г..     

Опубликовано: 12.10.2023