Игротерапия - здоровьесберегающая технология для младшего дошкольного возраста

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Горкунова Марина Сергеевна

Организация: МБДОУ детский сад № 36

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Месягутово

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

У дошкольников ведущий вид деятельности – игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ является игротерапия. (Слайд 2.)

Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, являющийся неотъемлемой частью здоровьесбережения детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его «Я» и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому.

Игротерапия представляет собой погружение взрослого в мир ребёнка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

Игротерапия рекомендована, если у детей наблюдаются: страх, детские неврозы, стрессы, замкнутость, тревожность, агрессивное поведение, склонность к упрямству, нежелание, невозможность общаться, фобии, инфантилизм (отставание в развитии), вредные привычки, асоциальность поведения, сверх послушания и т.д.

Задачи игротерапии: способствовать самопознанию ребёнка, формировать адекватную самооценку, формировать способности к эмоциональной саморегуляции, развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности в группе.(Слайд3.)

Функции игротерапии: диагностика, обучение, терапевтическая функция.(Слайд 4)

Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми, в частности. (Слайд 5)

Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. (Слайд 6)

Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.(Слайд 7.)

Слайд 8 . Требования к игротерапии:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья детей;

  • пробуждать в детях интерес и желание быть здоровыми;

  • должны стимулировать детей к активным действиям;

  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Игротерапия способствует повышению у детей самооценки, развитию коммуникативных навыков, понижению уровня тревожности.

Ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится дружить с другими детьми, осознавая своё «Я», уважая других.

По форме организации процесса игротерапия бывает: (Слайд 9)

  • групповая;

  • индивидуальная.

По структуре материалов игры делятся на структурированные и неструктурированные.

Слайд10 . Структурированные игры – это игры, когда взрослый обеспечивает для них материал, начинает игру или даёт подсказки. У структурированных игр обычно есть чёткое завершение. Применяются при работе с детьми с 3 лет.

Слайд 11.Игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Куклы», «Семья» – побуждают детей к желанию заботиться о ком-то.

Слайд 12 Игры «Жмурки», «Приведение», «Солнышко и дожик», «Смелые мыши» - позволяют дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства.

Слайд .13 Игры: «Курица и наседка», «Кот и мыши», «Волк и козлята» - помогают преодолеть страх перед животными, неуверенность.

Слайд 13 Игры – драматизации, пальчиковые игры способствуют развитию комфортного психологического самочувствия.

Слайд14 Неструктурированные игры – подвижные игры и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, конструктором,песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

Слайд .15 В работе по использованию игротерапии, как здоровьесберегающей технологии, мы привлекаем родителей. Проводим консультации, индивидуальные беседы, оформляем папки – передвижки, в которых рассказываем о проведении игр как в детском саду, так и дома. Родители и дети любят такие игры, как:

«Магическое зеркало.» Сидя напротив, малыш и взрослый повторяют друг за другом жесты и мимику, как отражения в зеркале. (Слайд 16)

Слайд 16 Болото. Детям и взрослым нужно перебраться по кочкам с одного берега на другой не «замочив» ноги.

Родители оказывают неоценимую помощь ребёнку, общаясь и играя с ним. Главное – не оставлять малыша один на один с его страхами и проблемами.

В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста игротерапия способствовала улучшению эмоционально – психологического состояния, коррекции агрессивности в поведении, уменьшению, а в некоторых случаях избавлению от детских страхов и тревожности, помогла приобрести навыки в разных видах деятельности, усвоить социальные нормы поведения, улучшить физическое состояние детей.

Слайд17 Спасибо за внимание!

  • file0.pptx.. 5,2 МБ
  • Опубликовано: 15.10.2023