Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Смирнова Надежда Владимировна

Организация: МКДОУ детский сад № 3 «Солнышко»

Населенный пункт: Новосибирская область, р.п. Коченево

Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карандаши шестигранные, орехи грецкие/каштаны, зуб­ные щетки, прищепки, решетки для раковины.

 

ХОД:

 

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

 

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

 

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики»

Не раз, наблюдая интерес ребенка к предметам, находящимся в маминой сумке, на полке в ванной, в кухонном шкафу, мы не задумываемся, что обычные вещи, которые нас окружают в быту, могут использоваться с большой пользой для развития ребенка. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно с речью. Совершенствование мелкой моторики— это совершенствование речи.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

  • решеток для раковин;

  • прищепок;

  • зубных щеток;

  • шестигранных карандашей;

  • каштанов;

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок)

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

 

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение —  есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Все игры сопровождаются стихотворениями — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. В данной технологии представлены игры с предметами, которые окружают ребенка в быту.

Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Нетрадиционное использование предметов:

  • стимулирует умственную деятельность,

  • способствует хорошему эмоциональному настрою,

  • повышает общий тонус,

  • снижает психоэмоциональное напряжение,

  • координирует движения пальцев рук,

  • расширяет словарный запас,

  • приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Сейчас я предлагаю вам вообразить, что вы дети и поиграть.

Задание для педагогов

Педагогам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

 

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие)

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог– от большого пальца к мизинцу

Игры с зубными щетками

«Моя семья»

Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.

Раз, два, три, четыре,

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, щегол и я!

Вот и вся моя семья!

 

 

Массаж шестигранными карандашами

Грани каранда­ша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами, движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

 

Массаж грецкими ореха­ми (каштанами)

Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Катать орех между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу-вверх,

А потом обратно, чтобы стало мне приятно.

 

Решетка для раковины

(Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной рукой, двумя руками.

«Кто живёт в моей квартире»

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка, дедушка и я,

Вот и вся моя семья.

 

 

«Зоопарк»

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили

И смотрели все подряд- медвежат, волчат, бобрят.

Кто идет?

Идет собака, кот идет,

И дождь идет, и град...

    Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой,

    Каждый станет сильным, ловким.

 

Упражнение с педагогами:

1. Кулак — ладонь.

Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно ку­лак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но сле­дить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не со­скальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Лягушка» (кулак — ребро — ла­донь).

Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют
друг друга: кулак (ладонью вниз), ла­донь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак)

хочет (ребро)

в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак)

скучно (ребро)

тут (ладонь)

А теперь выполним ещё одно задание:

«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

(рисуем бабочку)

Спасибо. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

 

Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)

 

Упражнение «Чудесная коробочка »

Воспитатель предлагает участникам ответить, что они хотели бы положить в коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений.

(Педагоги пишут на листочках и кладут в коробочку, воспитатель зачитывает).

«Удачным сегодня было… »; «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в следующий раз… » Передаём по кругу.

В заключительной части семинара педагогам раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

Желаю всем творческих успехов!!!

Опубликовано: 18.10.2023