Электронные музыкально-дидактические игры. Картотека
Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО
Автор: Кирш Наталия Юрьевна
Организация: МАДОУ детский сад № 11 «Сказка»
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Кумертау
Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии ( а в частности музыкально-дидактические игры в электронном варианте) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Области применения ИКТ для развития дошкольников
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные музыкально-дидактические игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.
Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с музыкально-дидактических компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Так, я хочу предложить музыкально-дидактические игры, которые я собрала в картотеку:
Картотека электронных музыкально-дидактических игр для дошкольников
№ |
Название игры |
Цели и задачи игры |
1 |
«Куда пошла матрешка» |
Определять на слух движение мелодии (вверх-вниз) |
2 |
«Птица и птенчики» |
Закреплять навыки осмысленного различения высоких и низких звуков |
3 |
«Узнай свой инструмент» |
Развивать тембровый слух(контрастных тембров нескольких инструментов) |
4 |
«Что лишнее» |
Закреплять знания детей о группах музыкальных инструментов. |
5 |
«Новогодние шары» |
Определять исполнительский состав музыки. |
6 |
«Музыкальная елочка» |
Определять на слух звучание музыкальных инструментов |
7 |
«Веселые петрушки» |
Определять высоту звуков мажорного трезвучия. |
8 |
«Три медведя» |
Развивать музыкальный слух |
9 |
«Меню Карлосона» |
Определять жанры произведений, регистры,характер и темп |
10 |
«Чья мелодия» |
Развивать тембровый слух |
11 |
«Узнай композитора» |
Учить по словесной характеристике и звучащему фрагменту музыки узнавать композитора, называть, выбирать его портрет. |
12 |
«Какой у меня голос» |
Определять музыкальный регистр. |
13 |
«Быстро, умеренно, медленно» |
Развивать чувство темпа |
14 |
«Музыкальные загадки» |
Определять музыкальный регистр. |
15 |
«Картинки с выставки» |
Развивать музыкальную память |
16 |
«Подбери картинку» |
Развивать тембровый слух, чувство темпа, регистра; закреплять знания о жанрах музыки |
17 |
«Найди одинаковую мелодию» |
Развивать музыкальную память |
18 |
«Угадай жанр» |
Закреплять знания о музыкальных жанрах |
19 |
«Будь внимательный» (Детский альбом П.И.Чайковского |
Развивать музыкальную память, узнавать композитора и его произведения |
20 |
«На чем играют звери» |
Развивать чувства тембра |
Указанные игры могут использоваться как в музыкальной деятельности, так и воспитателями в группах. Игры имеют самое разнообразное направление. Используя данный вид игр мы успешно можем:
- расширять кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. (Познание)
- развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, темпа;
- закреплять знания о группах музыкальных инструментов, о жанрах в музыке, о композиторах и их произведениях.
- упражнять детей в различении музыки разного характера и многое другое.
Данные музыкально-дидактические игры могут используются в музыкальной деятельности на протяжении года. Музыкальный руководитель может сам варьировать использование игр, исходя из задач и построения своей музыкальной деятельности.
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, для детей 3-4 лет норма не должна превышать 5-7 минут, для старших дошкольников не более 15-ти минут. Периодичность занятий 1-2 раза в неделю. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит также и от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.
Литература
1. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., «Просвещение», 1986
2. З.Роот Музыкально дидактические игры, М., «Просвещение», 1998
3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников,М.: Просвещение.1982 ,96с
4. Интернет-ресурсы