Электронные музыкально-дидактические игры. Картотека

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Кирш Наталия Юрьевна

Организация: МАДОУ детский сад № 11 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Кумертау

Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии ( а в частности музыкально-дидактические игры в электронном варианте) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

 

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные музыкально-дидактические игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.

Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается  с музыкально-дидактических компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Так, я хочу предложить музыкально-дидактические игры, которые я собрала в картотеку:

 

Картотека электронных музыкально-дидактических игр для дошкольников

 

Название игры

Цели и задачи игры

1

«Куда пошла матрешка»

Определять на слух движение мелодии (вверх-вниз)

2

«Птица и птенчики»

Закреплять навыки осмысленного различения высоких и низких звуков  

3

«Узнай свой инструмент»

Развивать тембровый слух(контрастных тембров нескольких инструментов)

4

«Что лишнее»

Закреплять знания детей о группах музыкальных инструментов.

5

«Новогодние шары»

Определять исполнительский состав музыки.

6

«Музыкальная елочка»

Определять на слух звучание музыкальных инструментов

7

«Веселые петрушки»

Определять высоту звуков мажорного трезвучия.

8

«Три медведя»

Развивать музыкальный слух

9

«Меню Карлосона»

Определять жанры произведений, регистры,характер и темп

10

«Чья мелодия»

Развивать  тембровый слух

11

«Узнай композитора»

Учить по словесной характеристике и звучащему фрагменту музыки узнавать композитора, называть, выбирать его портрет.

12

«Какой у меня голос»

Определять  музыкальный регистр.

13

«Быстро, умеренно, медленно»

Развивать чувство темпа

14

«Музыкальные загадки»

Определять  музыкальный регистр.

15

«Картинки с выставки»

Развивать музыкальную память

16

«Подбери картинку»

Развивать  тембровый слух, чувство темпа, регистра; закреплять знания о  жанрах музыки

17

«Найди одинаковую мелодию»

Развивать  музыкальную память

18

«Угадай жанр»

Закреплять знания о музыкальных жанрах

19

«Будь внимательный» (Детский альбом П.И.Чайковского

Развивать музыкальную память, узнавать композитора и его произведения

20

«На чем играют звери»

Развивать чувства тембра

 

Указанные игры могут использоваться как в музыкальной деятельности, так и воспитателями в группах. Игры имеют самое разнообразное направление. Используя данный вид игр мы успешно можем:

- расширять кругозор детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. (Познание)

- развивать  музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, темпа;

- закреплять знания о группах музыкальных инструментов, о жанрах в музыке, о композиторах и их произведениях.

- упражнять детей в различении музыки разного характера и многое другое.

 

Данные музыкально-дидактические игры могут используются в музыкальной деятельности на протяжении года. Музыкальный руководитель может сам варьировать использование игр, исходя из  задач и построения своей музыкальной деятельности. 

 

Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, для детей 3-4 лет норма не должна превышать 5-7 минут, для старших дошкольников не более 15-ти минут. Периодичность занятий 1-2 раза в неделю.    В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит  также и от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

 

 

Литература

1. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., «Просвещение», 1986

2. З.Роот Музыкально дидактические игры, М., «Просвещение», 1998

3. Кононова Н.Г.  Музыкально-дидактические игры для дошкольников,М.: Просвещение.1982 ,96с

4. Интернет-ресурсы

 

Опубликовано: 26.10.2023