Использование специальных коррекционных технологий в музыкальном воспитании дошкольников с ОВЗ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Аверьянова Елена Владимировна

Организация: МАДОУ детский сад № 11 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Кумертау

Вступление. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Учитывая работу с детьми ТНР и ЗПР, назову общие проблемы в музыкальной деятельности:

- слабое слуховое восприятие музыки;

- несогласованность движений и музыки;

- трудности в выполнении танцевальных движений;

- плохая ориентировка, недоразвитие мелкой моторики;

- недостаточно развито чувство ритма;

- слабый артикуляционный аппарат, плохая дикция, речевые нарушения, трудно запоминают текст песен;

- ограниченный словарный запас, затрудняются в определении характера музыки;

- замкнутость, неактивность, неустойчивое внимание.

Главной целью музыкального руководителя в работе с детьми ОВЗ считаю помочь им активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки, с помощью музыки совершенствовать и корректировать различные отклонения. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности и посредством различных форм музыкальной деятельности.

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. Организованная образовательная деятельность - основная форма организации музыкального воспитания детей, а так же коррекции отклонений в развитии детей. Она основывается на программных требованиях, составленных с учетом психологических, возрастных особенностей детей. При проведении её учитываются возможности и потребности здоровых детей и детей с ОВЗ посредством разных видов музыкальной деятельности.

 

1. Теоретическая часть.

Для осуществления музыкального обучения с детьми ОВЗ, принимая во внимание характерные особенности детей и учитывая стоящие коррекционные задачи, появилась необходимость использованияв сочетании традиционных и нетрадиционных эффективных методик. Особое внимание заслуживает  программа Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» она имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ, а главное – творческого развития детей, что необходимо по ФГОС. Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики.

Обучение детей в рамках данной системы включает в себя следующие элементы:

-Речевые упражнения.

- Ритмодекламация

- Музицирование.

- Сказки-шумелки

 

Из современных технологий хотелось бы отметить также ставшую весьма популярной  и успешной, технику  «Хор рук», а также метод коррекционной ритмики, логоритмики, техник арт-терапии

 

2. Практическая часть. Работа по группам

Участникам раздается дополнительный методический материал и предлагается разделиться на 2 группы. Участники первой группы, используя методическую литературу, интернет-ресурсы, личный опыт работы разрабатывают примеры практического применения методики «Элементарное музицирование». Участники второй группы обсуждают практическое применение - «Коррекционной ритмики», «Хора рук», арт-терапии

 

3. Методические рекомендации.

В процессе обсуждения, присутствующие обмениваются опытом, знакомятся с новыми примерами техник и технологий в работе с детьми с ОВЗ.

 

4. Дополнительный методический материал для участников деловой игры.

 

Коррекционные техники и технологии

Примеры применения в практике

Речевые упражнения

 

Одной из главных методических идей в работе с детьми является ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над развитием музыкального слуха осуществляется не только певчески, но и через приучение детей с первых шагов к осмысленному отношению к любым проявлениям интонации. В её основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, стоит речевое упражнение. Речевые упражнения являются основой из основ технологии «элементарное музицирование».

 

упражнения с палочками (ритм, темп, автоматизация звуков, связная речь)

упражнения со звучащими жестами (ритм, темп, модуляция)

упражнения с пением (плавность, модуляция, автоматизация, темп)

голосовые упражнения (просодическая сторона речи)

упражнения с музыкальными инструментами

ритмические упражнения с заданиями на ориентировку в пространстве;

 

Практические примеры участников.

Ритмодекламация

Творческие, коррекционные занятия музыкой с дошкольниками обогатились в нашей практике новым разделом - ритмической декламацией, одной из основных элементов системы музыкального образования, по К. Орфу, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи. Ритмодекламацию можно рассматривать, как одну из перспективных форм коррекционной работы с дошкольниками. Ее использование в работе способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения настроений в речевом или музыкальном материале.

Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, представляет собой синтез поэзии и музыки. По мнению Т.А Боровик: «Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и является важным развивающим фактором для ребёнка».

Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Это - темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, динамика, тесситура, фразировка, акцентуация, форма.

   Таким образом, исполнение ритмодекламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.

Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение. При начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога. При следующих возвращениях к изучаемому произведению внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически-музыкального образа.

Чтение возможно как индивидуальное, так и хором, «цепочкой», групповым диалогом. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии. Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка дополняется жестами, пластикой, движением, что помогает детям телесно пережить ощущение тепла, динамики, ритма речи.

 

Практические примеры участников.

Пример:

Ритмодекламация с ритмическими палочками. Потешка «Божья коровка».

Дети сидят на коленях по кругу.

Божья коровка, улети на небо, (Стучат палочка о палочку один раз и два раза стучат по полу)

Там твои детки, кушают конфетки, (стучат палочка о палочку по кругу)

Всем по одной, а тебе ни одной (стучат по коленям и по полу)

 

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик.

   Ценность и комплексность входящих в нее музыкальных, психолого-педагогических, художественно-вариативных, сценических линий достаточно широка.

Данная форма направлена на развитие

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

 

Особенностями являются:

 

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не высказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

7. Способствует развитию чувства ритма.

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.

9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.

11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.

   Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.

 

Этот вид деятельности очень эстетично смотрится на утренниках. На руках у детей цветы - это перчатки из бумаги. А бабочки тоже из бумаги, крепятся действительно на обычной резинке для денежных купюр.

 

Практические примеры участников.

 

Музицирование и сказки-шумелки

  Содержание игровых занятий с     использованием «Сказок – шумелок» и   основная направленность всегда связаны с уровнем готовности ребёнка к установлению эмоционального контакта со взрослым и другими детьми. Всё занятие состоит из нескольких частей, которые ритмично сменяют друг-друга. Чередуются активные общие игры и более спокойные, в которых дети участвуют по очереди. На начальных этапах привлечения ребёнка к групповой деятельности порядок и содержание игрового занятия повторяется из раза в раз. Это позволяет детям легче принять новую ситуацию и чувствовать себя в безопасности.

    Вся работа строится на принципе: от простого к сложному. Начинается знакомство с многообразием музыкальных игрушек и инструментов, простые манипуляции с ними, затем играем в игру «Найди такой же», узнаём, показываем, называем на картинках, использование музыкальных инструментах в ритмических играх и упражнениях. Далее музыкальные инструменты используются для озвучки знакомых персонажей, звуков окружающего мира и явлений природы. Следующий этап, это связь всех звуков в единый сюжет, совместное создание «Сказки – шумелки. Заключительный этап – это театрализованный показ сказки с использованием шумовых и музыкальных инструментов.

   Таким образом, игровые занятия с использованием «Сказок – шумелок» способствуют:

Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

Развиваются концентрация внимания и выдержка;

Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

И так, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.

 

Вся работа строится на принципе: от простого к сложному. Начинается знакомство с многообразием музыкальных игрушек и инструментов, простые манипуляции с ними, затем играем в игру «Найди такой же», узнаём, показываем, называем на картинках, использование музыкальных инструментах в ритмических играх и упражнениях. Далее музыкальные инструменты используются для озвучки знакомых персонажей, звуков окружающего мира и явлений природы. Следующий этап, это связь всех звуков в единый сюжет, совместное создание «Сказки – шумелки. Заключительный этап – это театрализованный показ сказки с использованием шумовых и музыкальных инструментов.

 

Практические примеры участников.

 

Пример .Поэтическое музицирование. «Зимнее рондо»

Спросить у детей, на чем можно поехать в лес. Сказать, что в лесу зимой можно увидеть много интересного. Игра проводится сидя на полу. Рассказывая сказку, постепенно раздаются инструменты, на которых дети сопровождают звучанием то, о чем рассказывается.

Едем, едем, на лошадке, по дороге зимней, гладкой,

скок, скок (2 раза) коробочка

Санки скрипят, рубель

Бубенчики звенят, бубенцы

Дятел стучит, кастаньеты

Вьюга свистит, дудочка

Белка на елке орешки все грызет: цок, цок, цок, тон блок
Рыжая лисичка зайчика все стережет, маракас

Холод, холод, дуем в бутылочку

Стужа, стужа, треугольник

Снег пушистый кружит, кружит металлофон

Ехали мы, ехали, наконец, доехали

В ямку – бух, хлопушка

С горки – ух! ксилофон

Приехали! Все инструменты одновременно

 

 

Логоритмика — это одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

 

Логопедическая ритмика включает в себя:

ходьбу в разных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

ритмические упражнения;

пение;

упражнения на развитие мелкой моторики.

 

  Очень разнообразны музыкальные «развивалочки» Екатерины Железновой (коммуникативные игры, пальчиковая гимнастика, игры-потешки, игры с предметами), которые целесообразно использовать в своей работе.

 

Практические примеры участников.

 

Арт-терапия

 Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, в частности:

- отклонения в развитии;

- эмоциональная нестабильность;

- поведенческие нарушения;

- сенсорный дефицит;

- спинно-мозговые травмы;

- психосоматические заболевания; - внутренние болезни;

- психические отклонения;

- афазия (локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии) с нарушением восприятия речи при сохранении слуха);

- аутизм.

Стоит отметить, что применение музыкального сопровождения используется с учётом психологических особенностей детей, в случае, если хотя бы один ребёнок негативно реагирует на посторонние звуки, то использование музыки следует отменить.

 

Использование  музыкотерапию как дополнение -сопровождение занятий по рисованию, лепке. Для расслабления, снятия эмоционального напряжения, детям предлагается использование понравившегося им цвета краски, которой они рисуют картинку на свободную тему, и включается спокойная музыка. Так же можно предложить малышам нарисовать рисунок на заданную тему и в сопровождение включить соответствующую музыку (например, рисуем ручеёк – включается аудиозапись «журчание ручья», рисуем птичек – включается «пение птиц» и т. д.). С детьми старшего дошкольного возраста очень эффективна техника «мандалотерапии»: ребёнку предлагается заранее подготовленная мандала для раскрашивания, в это время в комнате должно быть спокойно, не должны отвлекать посторонние факторы, включается спокойная расслабляющая музыка.

Для психологической разгрузки так же используется расслабляющая музыка. Занятия можно проводить в группе или в темной сенсорной комнате. Дети удобно располагаются (ложатся на ковёр, пуфики и т. д.), закрывают глаза и под сопровождение соответствующей музыки представляют себя, например, в лесу, в космосе, на берегу моря и т. д. В это время педагог может словами направлять фантазии детей.

Практические примеры участников.

 

 

5. Выступление участников. Подведение итогов.

Используемая литература.

Литература:
1.Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.

7. Е.В.Соломеина «Музыка начинается в семье»

6.Е.А.Якубовская «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию»

Интернет источники:                           

1. Арсеньева М.С, Наумова С.И, «Мы вместе! Семья как партнёр и активный субъект дошкольного образовательного учреждения», образовательный проект,

http://yablonka8ds.ucoz.ru/1/proekt_2016_02_05_18_19_01_582.pdf

2. Рабская Е.В. «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС», образовательный проект

 

Опубликовано: 26.10.2023