Здоровье детей- залог успешного развития ребенка
Конференция: Современный детский сад
Автор: Писклова Галина Анатольевна
Организация: МКДОУ детский сад № 6
Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо психически и физически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.
Именно поэтому, в нашем дошкольном учреждении уделяется особое внимание развитию и укреплению детского организма. Для углубленного и всестороннего решения этой проблемы коллективом педагогов разработана программа «Здоровье», которая направляет работу воспитателей на решение следующих задач:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса.
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно-важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасной жизнедеятельности;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Работа ведется по строго разработанному плану, который составлялся и согласовывался со старшей медицинской сестрой детского сада. Проводились консультации с врачом-педиатром. Разработанный план мероприятий включает в себя традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детского организма. Система закаливания проводится по ступеням : от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. Приэтом используется комплекс процедур :босохождение, ходьбы босиком по «Дорожкам здоровья», полоскание рта после каждого приема пищи водой комнатной температуры, воздушные ванны в облегченной одежде, гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Педагогами детского сада осуществляется лечебно-профилактическая работа. В нее включены следующие мероприятия: постоянный контроль осанки, контроль дыхания во время занятий физкультурой, подбор мебели в соответствии с россом детей, профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновой мази для носа, вакцинации против гриппа, потребление фитонцидов ( чеснока и лука), С- витаминизация третьих блюд, кварцевание групп, массаж.
Нами используются следующие формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика ( традиционная, дыхательная, звуковая, ритмическая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники;
- оздоровительные процедуры в водной среде.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые нами в работе, условно можно разделить на три подгруппы:
- Технологии сохранения и стимулировании здоровья – стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая гимнастика ( бодрящая), коррегирующая гимнастика.
- Технологии обучения здорового образа жизни – физкультурное занятие, проблемно- игровые ( игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры.
- Коррекционные технологии – технология музыкального воздействие, сказкотерапия, технология воздействия цветом.
Воспитатели стараются, чтобы здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексе, формировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил, организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного и систематического осуществление. При проведении закаливающих мероприятий педагоги нашего детского сада стремятся к обязательному соблюдению следующих принципов:
- закаливание мероприятие гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся систематический на фоне оптимального теплового состояние детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
- проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояние здоровья, уровня закаленности;
- сила воздействия и длительности закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающая, мероприятий, проводимых в повседневной жизни детского сада. Использование нами специальных форм здоровьесберегающих технология с применение специализированной программы «Здоровье», приводит не только к сохранению, но и к укреплению здоровье воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включает во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками.
По результатом диагностики посещаемости и заболеваемости детей были составлены графики, на которых четко видно, что дети стали меньше болеть простудными заболеваниями. За последние три года заболеваемости снизилась на 15%. Заметно, что дети с удовольствием выполняют все виды закаливающих процедур, гимнастики и массажа. Родители тоже заинтересовались нашей программой «Здоровье» и с удовольствием оказывают всяческую поддержку, наблюдают за нашей работой, участвуют в совместных мероприятиях и праздниках. Можно отметить улучшение показателей в физической подготовленностей у большинства детей. Все это свидетельствует о положительном влиянии и целесообразности разработанной нами программы и планы работы во всех возрастных группах по укреплению здоровье наших воспитанников.