Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Конференция: Современный детский сад

Автор: Кербель Светлана Михайловна

Организация: МБДОУ № 206 «Детский сад присмотра и оздоровления»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Аннотация.  Организация работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью исследовательской деятельности.

Ключевые слова. Познавательная активность ребенка, исследовательская деятельность, педагогические условия развития познавательной активности, сущность, виды, способы организации исследовательской деятельности дошкольника.

Актуальность темы вызвана тем, что от современного ребенка требуется не только владение определенными знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому одним из важных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

Познавательное развитие дошкольников предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. С введением ФГОС ДО актуальной задачей для педагогов является организация деятельности ребенка таким образом, чтобы она была направлена на формирование познавательной активности дошкольника.

Познавательное развитие реализуется в различных видах деятельности, характерных для дошкольного возраста. Одним из них выступает исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности будет эффективнее, если: будет организована систематическая работа с учетом уровня развития познавательной активности и возрастных особенностей детей; будет организована предметно-развивающая среда; будут использоваться формы, методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности (совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем, опыты, эксперименты в уголке мини-лаборатории; элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке и др.);  будет налажено взаимодействие с родителями. 

Таким образом, познавательная активность рассматривается как   деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. Существуют следующие уровни проявления познавательной активности: воспроизводящая активность, интерпретирующая активность, творческая активность. Познавательная активность формируется в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка.

Одной из важнейших задач современного образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование исследовательских умений детей. Исследовательская активность выступает непосредственным состоянием дошкольника, способствует становлению его субъективной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В дошкольном возрасте хочется все знать: изучать, открывать, исследовать. А соответственно – размышлять, пробовать, исследовать, экспериментировать, самовыражаться.

По сути все, что окружает ребенка, является объектом его исследования. Для реализации исследовательского потенциала ребенка и его стремления к экспериментированию необходимо создать определенные условия в дошкольном образовательном учреждении с целью успешной организации исследовательской деятельности.

 Мы определили исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Выявили такие формы работы организации исследовательской деятельности, как познавательное занятие, эксперименты, элементарная трудовая деятельность в уголке природы, игры-эксперименты и дидактические игры, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, экскурсии.

Рассмотрим условия эффективности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи. Поэтому при организации познавательной активности исследуемый материал должен представлять что-то новое, необычное. Ребенок дошкольного возраста обращает внимание на объект только в том случае, когда тот представляет для него интерес.

При планировании познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации работы, индивидуальную включенность ребенка в зависимости от его психологических особенностей.  

При организации исследовательской деятельности детей ведущая роль педагога должна сохраняться, но у дошкольников должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно. Педагог может подсказать источники информации, направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат. Задача педагога выбрать для ребенка индивидуальный исследовательский маршрут.

Важнейшим условием развития познавательной активности дошкольников является предметно-развивающая среда. Активность ребенка стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, стремления к самоутверждению; он занимается по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

При организации исследовательской деятельности используются разнообразные формы, методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности дошкольников. Сюда относится совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем, включающая в себя опыты, эксперименты в уголке мини-лаборатории; элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке и др.

Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. При этом организуя совместную деятельность с детьми, воспитатель должен поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста с большим удовольствием играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для того мы используются не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. С детьми старшего дошкольного возраста организуются мини-лаборатории, в которых находится необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.

Элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке строится так, чтобы осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.

Условием развития познавательной активности дошкольников выступает взаимодействие с родителями с целью повышения их педагогической компетентности и организации исследовательской деятельности дома с детьми.

Мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, а специально созданные условия способствуют формированию познавательной активности дошкольников.

 Нами был проведен педагогический эксперимент в старшей группе МБДОУ № 206 г. Кемерово в три этапа.

На первом, констатирующем этапе эксперимента проведена диагностика познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью методик «Древо желаний» (В.С. Юркевич), «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), «Сахар» (Л.Н. Прохорова). Мы увидели, что у большинства детей старшего дошкольного возраста (65%) средний уровень развития познавательной активности. У дошкольников плохо развито умение анализировать, рассуждать и аргументировать, наблюдается недостаточно развитая любознательность, нет устойчивого интереса к исследовательской деятельности в целом.

Следовательно, на втором, формирующем, этапе эксперимента перед нами стояла задача развития познавательной активности дошкольников с помощью исследовательской деятельности.Мы придерживались следующих условий:

- организация систематической работы с учетом уровня развития познавательной активности и возрастных особенностей детей;

- организация предметно-развивающей среды;

- использование форм, методов и приемов, способствующие развитию познавательной активности (совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем, опыты, эксперименты в уголке мини-лаборатории;

- элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке и др.);

- взаимодействие с родителями. 

Составлены картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста; картотека дидактических игр, направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме «Удивительное рядом»: познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования; разработана памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

С целью выявления степени участия родителей в совместной исследовательской деятельности с детьми было проведено анкетирование, на основе которого мы сделали вывод, что дети с интересом продолжают экспериментировать дома, а родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

На последнем, контрольном этапе нашего эксперимента необходимо было определить эффективность проведенной работы поразвитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента.

Сравнительные результаты развития познавательной активности на начало и конец эксперимента представлены в таблице 1.

 

Таблица 1- Сравнительные результаты развития познавательной активности детей на начало и наконец эксперимента

 

Мы убедились в том, что уровень развития познавательной активности детей повысился на 15%. Мы отметили повышение уровня развития любознательности и исследовательских умений детей. Они научились видеть и определять проблему, ставить цель, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы. Кроме того, мы обратили внимание на совершенствование речевого развития старших дошкольников, в частности обогащение словарного запаса детей, закрепление умения задавать вопросы и т.д.

Таким образом, познавательная активность – это непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка.

Развивать познавательную активность детей следует на исследовательской основе, где ребенок выступает в роли экспериментатора, исследователя.

Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки. Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих.

Педагогическими условиями развития познавательной активности детей выступает организация систематической работы с учетом уровня развития познавательной активности и возрастных особенностей детей;  организация предметно-развивающей среды; использование форм, методов и приемов, способствующих развитию познавательной активности (совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем, опыты, эксперименты в уголке мини-лаборатории; элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке и др.); взаимодействие с родителями. 

В семьях воспитанников поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Следовательно, организованная нами работа дала положительный результат.

Опубликовано: 15.11.2023