Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ

Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Мерзлякова Светлана Игоревна

Организация: МАДОУ № 11 «Сказка»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Кумертау

Дыхание – это жизнь. Действительно, если организм может обходиться без воды несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно. Нарушение дыхания влечёт за собой сбой в работе других органов и систем, патологию осанки.

Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального дыхательного стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния ребёнка с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации. Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы: во время занятий в тренажёрном зале, ЛФК, после дневного сна, на физминутках в процессе образовательной деятельности педагогами центра.

Чтобы лучше понять смысл и задачи дыхательной гимнастики следует вспомнить физиологию. Внешнее дыхание – процесс обмена газами между атмосферой и альвеолами лёгких. В зависимости от того, какие отделы лёгких больше участвуют в газообмене, выделяют типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное.

При верхнегрудном типе дыхания вентилируются преимущественно верхние доли лёгких. Частота дыхания при верхнегрудном типе самая высокая, а процесс газообмена менее эффективный. Такой тип дыхания физиологичен у маленьких детей. По мере взросления он должен постепенно заменяться другими типами. Если этого не происходит, верхнегрудной тип дыхания формирует под «себя» осанку: грудной кифоз распространяется на нижние шейные позвонки, голова выдвигается вперёд, рот приоткрывается. Такой тип дыхания у детей с аденоидами, часто болеющими простудными заболеваниями, имеющими хроническую болезнь лёгких, и предрасполагает к болезням.

Нижнегрудной тип дыхания: грудная клетка при вдохе расширяется, а при выдохе – сужается. Хорошо вентилируются средние отделы лёгких. Диафрагма не участвует в этом типе дыхания или участвует в качестве пассивного клапана. Нижние отделы лёгких не вентилируются. У детей с таким типом дыхания грудная клетка выглядит такой: поперечный размер увеличен, а передне-задний – уменьшен.

Диафрагмальный тип дыхания: на вдохе диафрагма опускается, живот слегка выступает вперёд; на выдохе живот подтягивается, диафрагма поднимается. В процессе диафрагмального дыхания наиболее реализуется присасывающая функция диафрагмы, что способствует предупреждению венозного застоя в органах брюшной полости, малого таза. Полное дыхание включает последовательное заполнение воздухом всех лёгких. Объём дыхания максимален, а частота минимальна. Немногие люди используют полное дыхание в обычной жизни, но оно часто применяется в дыхательную гимнастику. Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика, а для детей с ОВЗ особенно.

Дыхательная гимнастика включает дыхательные упражнения, которые могут быть статистическими и динамическими. Статистические дыхательные упражнения не предусматривают движения. Эти упражнения могут быть с затруднённым вдохом или затруднённым выдохом. Во время прогулки, дайте ребёнку понюхать цветок (рот закрыт, ноздри раздвинуты). Многие дети сопят, а не нюхают, помогите почувствовать разницу. Игра с одуванчиком поможет ребёнку понять, что такое дыхание. Дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, потом носом, поочерёдно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую. Очень полезна для развития лёгких игрушка – свисток. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой, весело и полезно. Детям постарше можно предложить надувать воздушные шарики. Существуют множество дыхательных упражнений: заставить двигаться бумажку с одного края стола на другой, задуть свечу, поиграть с мыльными пузырями, сдуть перышко с ладони и т.д. Медленный выдох помогает детям с ОВЗ расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Динамические дыхательные упражнения предусматривают движения туловища и конечностей в сочетании с дыханием. Например: руки в стороны – вдох, обними себя руками – выдох. При проведении дыхательной гимнастики особый акцент делается на выполнение физических упражнений с закрытым ртом и формирование носового дыхания, что способствует укреплению дыхательной системы, формированию оптимального дыхательного стереотипа, повышению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

В центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями: ДЦП, РАС (расстройства аутистического спектра), с заболеванием дыхательной системы, ЧБД (часто болеющие дети), дети с гиперактивностью, с задержкой речевого развития. В работе с детьми с ОВЗ используются специально разработанные, дыхательные упражнения. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков, улучшают нервно-психическое состояние и в итоге способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ.

  1. «Покачай игрушку» (для развития диафрагмального дыхания) И.п. Ребёнок лежит на спине, на животе в области диафрагмы лёгкая игрушка. Вдох через нос – игрушка приподнимается вверх, выдох через нос – игрушка опускается. Взрослый произносит рифмовку: качели вверх, качели вниз, крепче ты, дружок, держись.
  2. «Надуй шарик» (для снятия психического напряжения) И.п. Ребёнок сидит или стоит. «Надуй шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, выдыхает воздух – ф-ф-ф. «Шарик лопнул» - ребёнок произносит: «ш-ш-ш», выпячивая губки хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
  3. «Подуем на вертушку» И.п. – ноги вместе, руки с вертушкой внизу. Выполнение на счёт 1-2 – на вдохе согнуть руки с вертушкой в локтях и поднести вертушку к губам;3-6 – на выдохе сильно подуть на вертушку. При повторении вертушку взять в другую руку.
  4. «Ворона» И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: на счет 1-2 –развести руки в стороны, как крылья (вдох); 3-6 – медленно опускать руки и произносить на выдохе «кар-р-р», максимально растягивая звук «р». Чёрный уголёк на веточке сидит, на весь лес он «кар-р-р» кричит.
  5. «Семафор» И.п. – сидя на полу, ноги вместе. Выполнение: на счёт 1-2- поднять руки в стороны (вдох); 3-6 – медленно опустить руки вниз (длительный выдох, одновременно произносить «с-с-с»). Путь машинам укажу: за порядком я слежу.
  6. «Вырасти большой» И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох), произнести: «У -х-х». Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.

 

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, и медикаментозное, и терапевтическое, развивая ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма. Дыхательную гимнастику не следует проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости и внимательно следить за самочувствием ребёнка во время занятий.

 

Список литературы:

  1. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М: 2006.61 с.
  2. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы (младшая группа). Волгоград. 2012. 127 с.
  3. Коновалова Н.Г. Корниенко Л.В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград. 2012. 54 с.
Опубликовано: 23.12.2023