Роль театральной куклы в развитии речи детей младшего возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Муравьева Елена Геннадьевна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида 58

Населенный пункт: Мурманская область, город Апатиты

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления.

Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе педагога по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Дошкольники очень любят смотреть представления кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен, Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. В дошкольный период у детей начинает формироваться отношение к окружающему миру, формироваться характер и интересы ребенка. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия и правдивости. Поэтому моим помощником в работе с детьми сделала театральную куклу – Петрушку.

Польза театрализованной деятельности на развитие дошкольников отражена во многих образовательных программах, в том числе таких как: «Программа по театральному воспитанию дошкольников» автор Н.А.Ветлугина; Программа М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства. Многие программы разработаны в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка.

Задачи:

* Побуждать интерес к театрализованной деятельности и создать для этого все условия.

* Поощрять детей за участие в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.

* Воспитывать бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, развивать умение действовать с ними.

* Развивать речь детей: обогащать словарь детей,

* Формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов; звуков.

* Систематически проводить игровые упражнения направленные, на выработку мимики, жестов и пантомимики.

Перед собой поставила задачу, чтобы кукольный театр прочно вошел в жизнь детей и способствовал развитию художественно – творческой деятельности.

Работу с детьми я начала во второй младшей группе с внесения Петрушки. Когда Петрушка появился в группе, дети с большим интересом стали его рассматривать, протягивали ему ручки поздороваться, знакомились, называли свои имена. Петрушка разговаривал с детьми, они слушали его внимательно, сразу затихали. Наблюдая за детьми в процессе режимных моментов, Петрушка хвалил аккуратных, расторопных детей. В течение нескольких дней Петрушка был другом детей, которому дети рассказывали о своих делах, о своем настроении и переживаниях.

В последующие дни Петрушка пришел не один, а с куклой – девочкой. В первое время знакомства детей с куклами, специально не ставила ширму, чтобы дети видели мои руки, мои действия с куклами.

Первые игры с театрализованной куклой появились у девочек. Они брали кукол в уголок, там беседовали с ними, укладывали их спать. Действия с куклами дети проводили без ширмы, использовали ее неверно. Для обучения детей правильному действию с театральными куклами, я принесла ширму и показала детям инсценировку с двумя куклами, прочла потешку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Дети с большим интересом смотрели за моими действиями. Мое предложение одеть куклу на руку и прочитать любое стихотворение дети восприняли оживленно. Объяснила, что кукла должна наклонять голову на слова стихотворения, тогда она кажется живой. Не все сразу у всех получалось. При совместной работе с детьми, мы смогли научиться управлять куклами.

В группе постоянно находились ширма и куклы, дети в любое время могли одевать их на руки и повторять любые стихи, сказки. Постепенно они овладели навыками вождения кукол.

После того как у детей появился интерес к кукольному театру, я решила использовать театральную куклу на занятии. Внести куклу можно разными способами, используя загадку, создав сюрпризный момент.

На занятии «Лесные жители» на мой вопрос: «Каких лесных зверей вы знаете?», дети отвечали и появлялись куклы – животные. Куклы задавали детям вопросы, оценивали ответы детей. Такие занятия увлекают детей, дети активны и внимательны. Внесение театральных кукол является удачным на такие занятия, как рассказывание, беседа, составление рассказа. И здесь внесение кукол необходимо в конце занятия, когда снижается умственная работоспособность, а появление кукол вызывает активность детей. На занятиях художественно – эстетического развития куклы начинали занятия с просьбы слепить или нарисовать что-то.

Вне занятий дети сами устраивали кукольный театр, повторяли ранее услышанное, импровизировали. Дети полюбили кукол, но сценки были однообразны и речь невыразительна. Для решения этой проблемы необходимо было обучить детей различным видам выразительности. Для этого я давала подгруппе детей задание, где в основе лежал какой-либо способ выразительности (интонация, жест, мимика, походка). Например, сказка «Заюшкина избушка», предложила детям разыграть эпизод: лиса выгнала зайца. Детям поочередно с помощью куклы нужно было изобразить зайца. Затем все вместе сравнивали и делали выводы. В работе по развитию выразительности речи вела индивидуальную работу для использования в речи вопросительно – ответных интонаций. К середине года у детей старшей группы появилось умение выполнять ту или иную роль.

Однажды, наблюдая за играми детей, я заметила, что они пытаются поставить сказку «Колобок». Дети подобрали атрибуты, распределили роли, но в речевом отношении спектакль у детей получился не эмоциональным. Я пришла к выводу, что детей надо учить драматизировать сказку. Как – то вечером я прочитала детям русскую народную сказку «Пых» и мы решили попробовать ее показать в кукольном театре. Итогом нашей работы был показ сказки «Пых» на совместном с родителями празднике «Моя большая семья». Показ прошел успешно, дети и родители были в восторге от увиденного.

Дети часто брали кукол и придумывали свои истории, зрителями этих представлений могли быть игрушки и куклы. Каждая игра в театр постоянно чем – то обновлялась. Театрализованная кукла полюбилась детям и прочно вошла в их жизнь.

Большое внимание уделяла процессу приобщения родителей к теме развития речи детей, повышение заинтересованности в результате совместной работы педагога и семьи по данной теме. В работе использовала разные формы: анкетирование, консультации, проекты, конкурс рисунков и поделок «Театральная кукла». Во время встречи с родителями за круглым столом рассказала родителям о том, как можно играть с куклой Петрушкой в домашних условиях, как правильно с ней действовать, помогла им понять, что эта кукла может стать их помощником в любых ситуациях. Предложила родителям «поиграть» с театральными куклами. Для родителей подготовила консультации на темы: «Развиваем речь детей через театрализованную деятельность», «Кукольный театр – дома», «Свой кукольный театр» и другие.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Здесь можно использовать коммуникативные формы (общение – диалог, инсценировка по ролям, разговор по телефону, игры – драматизации, чтение, рассказывание). Общение родителей и детей должно быть постоянно.

Опубликовано: 24.05.2015