Использование ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Матвеева Елена Вячеславовна

Организация: ГБОУ «СК НШ-ДС № 144»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность в вопросах патриотического воспитания.

2. Обобщить знания педагогов о целях, задачах и средствах с помощью которых определяется патриотическое воспитание дошкольников.

3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.

4. Использование ИКТ в процессе работы с детьми.

 «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших,

народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен

народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать

лучший опыт воспитания и просвещения…»

В.В. Путин

 

В настоящее время всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с дошкольного возраста: доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою малую Родину,гордость за свою страну, уважительное отношение к истории России.

Ребёнок -дошкольник стоит в начале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека.

Вот почему так важно, чтобы семья, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой родного края, поддерживали его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывали патриотизм и любовь к своей Родине.

Уважаемые коллеги, продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»

Горжусь тем, что я русская!

Горжусь, что народ моей страны - самый удивительный по своей культуре, по многообразию своих традиций, по вероисповеданию, но который всегда становится единым и монолитным в период бедствия для страны.

Горжусь тем, что в моей стране живут самые добрые люди. Которые не утратили чувство сострадания не смотря на то, через, что нам и нашим предкам пришлось пройти.

Горжусь, за стойкость, упорство и мужество спортсменов, которые подряд, на Универсиаде, Олимпиаде и Паралимпиаде, показали всему миру, что значит Российский характер.

Горжусь, что наша страна, будучи под давлением санкций, ведет себя очень порядочно во всех отношениях сохраняет человеческое лицо и не смотря на все это продолжает заступаться за слабых, помогать тем кто в беде.

Я горжусь, тем, что родился и живу именно в этой Великой стране, за счастливое детство, счастливую юность, а также дала бесплатное образование.

Хочется сказать, что чувство гордости не передашь словами, как и чувство любви. Просто даже в богатейшем русском языке таких слов не подберешь. Это высочайшие эмоции.

Коллеги, а что значит для Вас, «Воспитать патриота России»?- …..(педагоги предлагают свои ответы) :

- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

- Наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Цель патриотического воспитания в нашем ДОУ - способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).

Для решения задач патриотического воспитания применяются различные формы и методы. Один из них - использование информационно – компьютерных технологий (ИКТ). Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют.

Информационные технологии предоставляют возможность:

• рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;

• сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ребенка;

• вовлечь в процесс активного воспитания разные категории детей;

• использовать свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

• интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Одной из наиболее удачных форм подачи познавательного материала можно назвать применение электронных компьютерных презентаций. Это удобный и эффективный способ предоставления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и удержать внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний, что позволяет нам проводить работу в данном направлении продуктивнее. Применять можно на различных этапах занятия – при изучении нового материала, на закрепление пройденного. Цифровые ресурсы мобильны. Удачно подобранный материал для презентации (слайды, музыка, звук и пр.) дети воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность.

Для эффективной работы мы предлагаем использовать видеофильмы, презентации, созданные самостоятельно. Так, познакомив детей с понятием «малая» Родина, после проведенного занятия по данной теме (беседа о городе, его жителях, улицах, достопримечательностях, памятных местах), детям предлагается показать видеофильм, слайд -шоу. Дети узнают на фото свои любимые места в городе, свою улицу, детский сад и представление о «малой» Родине для детей перестает быть чем-то абстрактным.

Понятия «Родина», «Отечество» сложны для восприятия детьми. Таким образом презентации, фильмы способствуют формированию чувства сопричастности маленьких жителей небольшого города к жизни огромной страны – России.

Система работы нашего дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников мы также можем представить через организацию интегрированных занятий, развлечений, театрализованных представлений, творческих встреч, праздников, викторин, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей, творчество и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек. Планирование проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ.

Чувство любви к родному городу – одно из слагаемых патриотизма. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной:

  • целевые прогулки: в детский парк, в осенний лес, краеведческий музей;
  • экскурсии: к обелиску погибших, беседы;
  • викторины: «Знаток родного города»; наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Но не всегда они возможны. Например, экскурсии в больницу, в подразделение МЧС, полицию и пр.

Вот здесь мы используем «виртуальные экскурсии». Они дают возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

Возникновению эмоционального отклика, воспитанию патриотических чувств способствуют календарные праздники, такие как: «День народного единства», », «День Защитников Отечества», «День Победы», «День защиты детей», «День города», этому удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

На занятиях с использованием мультимедийного оборудования дети более активны, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас.

Использование новых технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует профессиональному мастерству педагогов. Задача их — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. А для того, чтобы решать образовательные задачи более рационально, с использованием компьютерных технологий, работники дошкольных учреждений осваивают компьютерные программы, Интернет.

Внедрение в детском саду информационно-компьютерных технологий создает благоприятные условия для развития познавательной активности детей.

Критериями эффективности работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников с применением ИКТ считаем следующее: -положительную динамику личностного роста детей – развитие у детей чувства собственного достоинства, ощущения сопричастности к жизни семьи, детского сада, города, страны;

  • повышение их информационной осведомленности – дети больше узнают об окружающей действительности, об истории города и страны, о природеживотном сире, птицах.;
  • возрастание интереса детей, их родителей к истории и культуре родного края – в ходе работы возникают вопросы, желание больше узнать о крае, в котором проживаешь.

Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д.

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

 

Опубликовано: 02.01.2024