Выступление из опыта работы по оздоровлению дошкольников в ДОУ
Конференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Автор: Зарипова Альфия Анфасовна
Организация: МБДОУ ДС присмотра и оздоровления № 19 «Тамчыкай»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Азнакаево
Автор: Игтисамова Алсу Марселевна
Организация: МБДОУ ДС присмотра и оздоровления № 19 «Тамчыкай»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Азнакаево
Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомить детей с устройством тела человека.
- Уточнить знания детей о понятиях «здоровье», «болезнь» и «причины болезни».
- Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания.
- Расширить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
- Знакомить детей с тем, как витамины влияют на организм человека.
Развивающие:
- развивать воображение, творческие способности, индивидуальное самовыражение детей, связную речь, внимание, словесно- логическое мышление, мелкую моторику.
- совершенствовать подвижность артикуляционной моторики,
- формировать навыки правильного рационального дыхания.
Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Материал: плащ и головной убор для Волшебницы, зеркало. Иллюстративный материал- плакат «Строение тела человека», пособие «Продукты питания». для показа опыта: стаканчики с водой и трубочки по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание анатомического атласа. Беседы « Чтобы стать здоровым», «Изучаем свой организм», «Микробы и вирусы», «Витамины и здоровый организм».
Дидактические игры: «Угадай настроение», «Собери человека», «Полезно- неполезно».
Чтение справочной литературы:
- Г.К.Зайцев « Уроки здоровья».
- Загадывание и разгадывание загадок о продуктах питания.
- Разучивание пальчиковых игр.
Конспект занятия по здоровому образу жизни
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся! Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте!» (ответы детей). Когда мы его произносим , то не только приветствуем человека но и желаем ему здоровья. ( дети стоят вокруг воспитателя)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую! ( с пальчиками правой руки по очереди « здороваются» пальчики левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что у человека самое дорогое на свете? Ответить на этот вопрос нам поможет волшебное зеркало ( дети смотрят в предложенное зеркало)
Что вы там увидели? (себя)
А у вас хорошее настроение?(Да)
А когда у вас хорошее настроение?( когда мы здоровы)
Так что же дороже всего на свете?( наше здоровье)
Воспитатель: Ребята, есть на свете страна Здоровья. В этой стране живут здоровья и жизнерадостные жители, а самую главную из них зовут Волшебница здоровья. Я получила от неё письмо: «Дорогие ребята! Я узнала, что вы очень многое знаете про свое здоровья, о том, как надо его беречь и укреплять. А не хотите ли вы поделиться с нами своими знаниями?»
Ответы детей – хотим.
Воспитатель: Ну, тогда нам надо попасть в эту страну Здоровья. Я вам предлагаю стать воздушными шариками (звучит музыка)
Упражнение на дыхание:
Воспитатель: Вдохнул носом глубоко выдох через рот, надуем шарик, не торопитесь. Дышим и представляем себя, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Мини- этюд «Воздушные шарики»
(Дети, выполняя упражнение, «превращаются» в воздушных шариков и разлетаются в разные стороны).
Воспитатель: полетели легкие, разноцветные шарики, разлетелись кто туда в разные стороны, ветер то сильнее, то тише, шарики летят то быстрее, то медленнее. Остановились, закрыли глаза. (В это время воспитатель переодевается в костюм Волшебницы)
Воспитатель: « Раз, два, три – вот опять ребята мы».
Воспитатель: Ребята, вот вы и попали в страну Здоровья.
Я очень ража вас видеть. Я волшебница Здоровья.
Ребята, а знаете ли вы, что такое здоровье и что такое болезнь и как нужно заботиться о себе?
Воспитатель: Скажите ,кто из вас болел в этом году? А знаете ли вы, почему это произошло?
Правильно. В ваш организм попали микробы.
Игра с мячом «Болезнь - здоровье»
(Дети стоят по круг)
Воспитатель: я буду называть, как выглядит части тела у здорового человека, а вы должны не только ответить, как они выглядит человека, который болен, но и поймать мяч. Отвечайте:
Глаза у здорового человека веселые, а у больного человека.
Дети отвечают – грустные (отвечают и ловят мяч),
Голос звонкий, а у больного человека?
(дети –тихий),
Нос сухой, а больного человека?
(дети – мокрый),
Глаза счастливые, а у больно человека?
(Дети – несчастные)
Настроение хорошее, а когда человек болен?
(дети – плохое )
Воспитатель: Ребята, как могут попасть микробы в наш организм?
Ответы детей: через грязные руки, по воздуху при кашле.
Воспитатель: Как можно бороться с микробами?
Ответы детей: мыть руки.
Воспитатель: Как часто надо мыть руки?
Воспитатель: Какими предметами и вещами можно пользоваться всем вместе, а какими только одному? Давайте проверим.
Воспитатель вызывает ребенка и спрашивает?
-Можно ли пользоваться этим предметом всем вместе?
Игра «Можно – нельзя»
(Дети стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель:
Полотенце, карандаш, кисточка. Носовой платок, зубная щетка, книга, расческа. Ключи, зубная один - это личные вещи.
Воспитатель: Ребята, какое волшебное заклинание мы знаем?
Ответы детей: «От простой воды и мыла у микробов тает сила»
Воспитатель: Молодец, правильно! Бороться с микробами и болезнями нам помогают целебные звуки. Какие? Сейчас я вам скажу!
Если у нас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песню. Давайте приложим руку к горлу и произнесем з- з- з (дети выполняют упражнение)
Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками, приложите ладонь к груди, произносим ж-ж-ж.
А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн, произносим с-с-с.
Воспитатель: Ребята, как можно помочь своему организму стать крепким и здоровым?
Ответы детей – заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Совершенно верно. А мы еще умеем делать точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.
(Дети выполняют комплекс точечного массаж по А.А. Уманской).
«Улитка»
Сначала мы выполним упражнение для носа.
«От крылечка до калитки три часа ползли подружки. На себе таща избушки.» (Указательными пальцами к крыльям носа выполняем круговые движение, при этом нажимаем плавно)
А теперь выполним массаж ушных раковин.
«Чтобы уши не болели, разотрем мы их скорее» (поглаживаем уши кончиками пальцев сверху вниз).
«Вот сгибаем, разгибаем и опять все повторяем»
Воспитатель: А знаете ли вы, из каких частей состоит тело человека?
(попросить показать ребенка на плакате части тела человека)
Воспитатель: А знаете ли вы, что умеет делать ваше дело?
Ответы детей – дышать, говорить, есть, пить, видеть, двигаться.
Воспитатель: да ребята и помогают ему в этом наши помощники, которые мы видим – руки, глаза, уши, ноги.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем опыт. Для этого нам нужен стакан с водой и трубочка. Загляните внутрь этой трубочки. Что вы там видите? (Дети: ничего) Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из трубочки беги. (Опускаем трубочку в воду и подумаем в нее, из трубочки бегут пузырьки).
Воспитатель: Что за невидимка сидел в трубочке?
( Дети ? Это воздух).
Воспитатель: Правильно, дети. А для чего нужен воздух?
(ребенок рассказывает стих)
Без дыханья жизни нет,
Без дыхания меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышат он, и я, и ты.
Воспитатель: А сейчас мы с вами сделаем дыхательное упражнение: «Заблудились в лесу». Нужно на выходе сказать «а-у-у»
Воспитатель: Ребята, а какой должна быть наша пища.
Ответы детей: полезной.
Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Полезное – неполезное».
Я буду называть продукты, а вы один раз хлопните в ладоши, если это полезные – хлопать не надо.
Капуста, конфеты, морковь, торт, яблоко, мороженое, мясо, чипсы.
Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (ответы детей)
Воспитатель: Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.
- А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.
- Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.
Послушайте стихотворения о пользе витаминов (Ребенок читает стих)
В банане и йогурте,
В горстке малины –
Повсюду чудесные
Есть витамины.
Они берегут нас
От всяких болезней.
Чем больше их в пище,
Тем пища полезней.
Воспитатель: Прослушав это стихотворения мы можем сказать в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, Д (показ картинок)
Витамин А- содержит в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.
Витамины В- рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, грох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.
Витамины С- черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.
Витамины Д – рыбий жир, печень, трески, говяжья печень, сливочное масло.
Воспитатель:Ребята, я вижу, что вы знаете очень много о своем здоровье, как его сохранить, как стать сильными, крепкими и здоровыми. Ну а теперь нам пора прощаться, очень жала ребята мне с вами расставаться. Давайте снова превратимся в воздушные шарики и полетим обратно в детский сад.(звучит музыка) Вам нужно представить, что вы воздушные шары. Вы полетели в детский сад. Остановились, закрыли глаза. «Раз, два, три – вот опять ребята мы». Откройте глаза, вы снов в детском саду. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо. Ведь радостное настроение и улыбка помогают нашему здоровью.
Ребята, я сейчас раздам вам смайлики, а вы должны будете нарисовать улыбку, а какую должны решить сами. Если вам понравилось путешествие в Страну Здоровья, то вы нарисуете веселую улыбку, а если не понравилось, то грустную.
А сейчас я хочу угостить вас фруктовым сюрпризом, в котором много витаминов.