Воспитание детей на традициях национальной культуры средствами музейной педагогики

Конференция: Современный детский сад

Автор: Миндубаева Эльмира Шамилевна

Организация: МБДОУ Красносельский детский сад «Рябинушка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Высокая Гора

Автор: Васильева Лилия Табрисовна

Организация: МБДОУ Красносельский детский сад «Рябинушка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Высокая Гора

Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. В условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований в нашей стране перед педагогической наукой и практикой со всей остротой встали проблемы формирования и развития личности, переориентация воспитательно-образовательной работы на создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности, для нравственно-патриотического воспитания. В вопросах толерантного воспитания одним из средств является музейная педагогика.

Музейная педагогика – это наличие у ребенка музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. В этой ситуации музей призван стать местом культурно-исторического диалога, найти новые формы общения воспитанника с культурными ценностями. Основная цель музейной педагогики: формирование основ толерантности, культуры межнациональных отношений средствами музейной педагогики.

Задачи:  

  • способствовать социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии у детей; 
  • воспитание у подрастающего поколения национального самосознания, интернационализма, чувства гордости; 
  • формирование чувства уважения к другим народам, их традициям; 
  • формирование эстетического вкуса;
  • развитие у воспитанников национальной культурной самобытности; воспитание музейной культуры и основ гражданственности и патриотизма; толерантного сознания у подрастающего поколения и развитие межкультурного диалога в контексте современного поликультурного пространства.

С целью приобщения детей к национальной культуре и традициям, в ДОУ создан музей татарского быта и культуры со старинной утварью и народными костюмами, предметами народных промыслов и музыкальными инструментами. Дети, видя перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративно-прикладного искусства, которые были необходимы нашим предкам, раскрывают богатство культуры народа, учатся понимать и любить прекрасное, приобщаются к труду по законам красоты, вживаются в народную татарскую культуру, усваивают обычаи, погружаются в мир сказок, песен, потешек, игр. За каждым экспонатом своя история, прошлая жизнь народа. Любой экспонат – это тема для интересного разговора. Экспонаты музея в сочетании с грамотным композиционным решением могут стать очагом народной культуры у ребят в детском саду. Предметы нашего музея подбирались с учетом ряда принципов: каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа; предметы различны по назначению, использованию; любой из них должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Ребенка необходимо подготовить к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Прежде всего, воспитанников необходимо ознакомить с основными правилами поведения в музее. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир. На предваряющих музейные посещения занятиях в детском саду педагог должен раскрыть своим воспитанникам смысл такого непростого феномена, каким является музей.

Наиболее приемлемыми методами и формами в деятельности музейной педагогики являются: экскурсии-путешествия, музейные занятия, фольклорные праздники, искусствоведческие беседы, демонстрации экспонатов музея, просмотры слайдов об экспозициях музеев искусства Татарстана, России; познавательные занятия в виде инсценировок; викторины, КВНы; совместная исследовательская деятельность по темам: «История предметов». «Моя семья» и.т.д. Одним из направлений музейной педагогики является приобщение детей к устному народному творчеству. В музее проводятся вечера поэзии татарских поэтов-писателей. Дошкольники знакомятся с народными сказками, фольклором, поверьями и старинными обрядами. Фольклорный материал помогает им ещё больше узнать о быте, творчестве, характере татарского народа. Задача музейных занятий не только в том, чтобы передавать информацию, содержащуюся в экспозиции, возбудить любопытство и интерес к обсуждающему предмету, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое.

В конечном итоге, занятия в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, мышление, эмоциональное восприятие, познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают терпимость, отзывчивость, способность к сопереживанию, чувство национальной гордости и интернационализма в процессе изучения культур разных народов. Посещение музея татарского быта и культуры является одним из способов закрепления и систематизаций знаний, полученных во время занятий. 

Полученный с детьми познавательный и эмоциональный опыт общения в музее благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

Не менее важным условием музейной педагогики является тесная связь с родителями. Основными формами работы с родителями в рамках реализации музейной педагогики являются: вечера поэзии, викторины, творческие посиделки, Дни открытых дверей, организация тематических экскурсий и т.д.

Таким образом, благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир прошлого средствами музейной педагогики, удается приобщить наших воспитанников к истокам народности, духовности, постепенно раскрыть в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Все это позволит вести планомерную, последовательную работу по развитию толерантного, открытого отношения между людьми различных конфессий, сохранению и развитию национальных культур, традиций и обычаев.

 

 

Список литературы

1. Белякова В.В. Занимательный мир музейной педагогики: Сценарии занятий по программе «Музей в мире дошкольника» в Детской музыкально-хоровой Школе «Радость». - М.: Издательство «Радость», 2012.

2. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики: М Учитель, 2020г.

3. Лашкина Н. «Дети в музее», ж. Д. В.», №2 2005г.

4. Рыжова Н.А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

5. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

Опубликовано: 29.08.2024