Детский сад: территория развития и счастливого детства

Конференция: Современный детский сад

Автор: Гергерт Людмила Валерьевна

Организация: МАДОУ № 22 «Орлёнок»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Карпинск

В последние десятилетия подходы к дошкольному воспитанию и обучению значительно изменились. Современный детский сад стал не просто местом, где дети проводят время, пока родители на работе, а полноценной территорией развития для каждого ребёнка.

Но сначала немного истории.

Ф. Фрёбель (21.04.1782 – 21.06.1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц», создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательнообразовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, Очень даже неплохо, ведь так?

А теперь вернемся к настоящему.

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

1. Индивидуальный подход. Педагоги учитывают особенности развития, интересы и потребности каждого воспитанника. Это позволяет создать условия для оптимального развития каждого ребёнка, способствуя раскрытию его потенциала.

2. Развитие речевых навыков. Логопеды играют значительную роль в этом процессе, работая над коррекцией речевых нарушений и стимулируя развитие правильной и богатой речи. В современных детских садах логопеды используют инновационные методики и игры, способствующие активному развитию речи у детей. Регулярные занятия с логопедом помогают детям справляться с речевыми проблемами и успешно готовиться к школьному обучению.

3. Социальное и эмоциональное развитие. Педагоги учат детей взаимодействовать с окружающими, выражать свои эмоции и понимать эмоции других. Развитие эмпатии, навыков общения и умения работать в команде – важные составляющие подготовки к дальнейшей жизни.

4. Физическое развитие. В современных детских садах создаются условия для активных игр, занятий спортом и оздоровительных мероприятий. Регулярные физические упражнения способствуют укреплению здоровья, развитию координации и выносливости.

5. Творческое развитие. Дети занимаются рисованием, лепкой, музыкой, театральными постановками. Это позволяет им выражать свои чувства и мысли, развивать воображение и креативное мышление. Творческие занятия также способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.

6. Партнёрство с родителями. Одним из важных аспектов успешного развития ребёнка в детском саду является тесное взаимодействие с родителями. Детские сады организуют совместные мероприятия, консультации и тренинги для родителей, что позволяет им лучше понимать потребности и интересы своих детей, а также активно участвовать в их воспитании и развитии.

Современный детский сад – территория счастья и психологического благополучия всех детей, способных сосуществовать в коллективе сверстников; территория интересных дел, которые вместе с детьми (а не за детей) придумывают и реализуют взрослые; территория ответственности родителей за то, чтобы каждодневная жизнь их детей была интересной и насыщенной.

Завершить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Опубликовано: 03.09.2024