Роль квест технологий в приобщении детей к народной культуре

Конференция: Современный детский сад

Автор: Лаврик Елена Станиславовна

Организация: ГКДОУ Детский сад комбинированного вида № 316

Населенный пункт: Донецкая Народная Республика, г.о. Донецк

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и народную  мудрость, воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется по таким направлениям

1.Знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный  в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Знакомство с русским народным творчеством. Дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

3. Знакомство с русскими народными играми. Дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

4. Знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме детей знакомят с традициями русского народа.

5. Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.

Для организации интересного и эффективного педагогического процесса целесообразно применить квест-технологиию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность.    

В переводе с английского quest означает «поиск». Квест – это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности с определенной сюжетной линией,  который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Применение квест-технологий способствует развитию  у детей критического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию, понимать четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел и конкретные правила. Квест обязательно имеет руководителя (наставника).

Квест-технология позволяет в интересной для детей форме решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития. В зависимости от познавательных интересов детей, их возрастных и индивидуальных возможностей для игры могут быть подобраны задания различного уровня сложности, задания, требующие особых навыков, а также формирующие универсальные познавательные компетенции.

Педагогу  в квест-игре принадлежит организационная роль, т. е. он определяет образовательные задачи квеста, составляет сюжетную линию игры или путешествия, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность, анализирует процесс деятельности детей и итог квеста.

Организация квестов для детей дошкольного возраста предполагает соблюдение определенных педагогических условий.

  • Сценарий квеста выстраивается на необходимом материале. В него включаются.
  • В содержание сценария квеста необходимо постоянно включать разные виды детской деятельности, так как в силу возрастных особенностей развития психических процессов выполнение однообразных заданий детьми дошкольного возраста будет затруднительным.
  • Задания нужно продумать таким образом, чтобы они были подчинены определенному целостному сюжету, а не только теме.
  •  Квестовые задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными между собой.
  •  Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, костюмов, инвентаря, иметь при необходимости музыкальное сопровождение.
  •  Необходимость создания атмосферы игрового пространства, в котором присутствуют объекты, имеющие отношение к культурно-историческим ценностям, традициям.
  • Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго героя, вернуться с неизвестной планеты в свой родной город).
  • Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес.

Роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

В зависимости от характера квестовых  заданий и последовательности их выполнения выделяются следующие виды квестов:

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  •  штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  •  кольцевые (по сути, представляют собой тот же линейный квест, только рассчитанный на несколько  команд, стартующих из разных точек игрового пространства).

Как и любое образовательное мероприятие с детьми, квест требует предварительной подготовки. Подготовка квеста педагогами осуществляется в три этапа.

На первом этапе педагог осуществляет подготовку необходимой предметно-пространственной среды (декорации, оборудование, дидактический материал). В случае организации квеста за территорией детского сада, организатор квеста заранее проводит разведку территории (сквер, парк, лес) и изучает окружающее природное пространство на предмет безопасности для детей, дидактических и воспитательных возможностей.

Второй этап подготовки предполагает разработку технологической карты квеста и его сценария. В технологической карте отражается название, направленность, цель и задачи квеста, его продолжительность, возраст участников, легенда, квест-герои, основная идея, задания-препятствия, навигаторы, ресурсы, формируемые качества, итоги квеста.

Третий этап посвящен подготовке детей к квесту. Педагоги знакомят дошкольников с темой квеста, создают необходимые педагогические условия для погружения в тему квеста. В ходе образовательных ситуаций, занятий, мастер-классов, образовательных прогулок происходит обучение дошкольников способам решения конкретных учебных и исследовательских задач, проживание темы квеста в самостоятельной игровой деятельности.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

 

 

Источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/11/konsultatsiya-dlya-vospitateley-priobshchenie-detey-k
  2. https://studme.org/341099/pedagogika/kvest_tehnologii_priobschenii_doshkolnikov_istorii_kulture_rodnogo_kraya
  3. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-ispolzovanie-kvest-tehnologiy-v-dou-3930117.html
Опубликовано: 14.10.2024