Использование нетрадиционных техник рисования в художественном развитии и формирование личности дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Автор: Негру Зинаида Михайловна

Организация: МБДОУ «Детский сад "Снежинка"

Населенный пункт: ЯНАО, Пуровский р-н, п.г.т. Уренгой

ВСТУПЛЕНИЕ

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к

художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из

признанных путей формирования личности, развития еѐ творческого потенциала.

С древних времѐн считается, что выдающийся талант – это, прежде всего,

наследственность, каприз природы. Однако подробный анализ ранних лет жизни такого

гения как, например, Моцарт, говорит о том, что он не был рождѐн таковым, а его

талант развился максимально быстро благодаря тому, что ему с самого раннего детства

создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе,

у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример –

история двух девочек, Амалы и Камалы, воспитанных в стае волков и найденных

людьми в 1920-х годах в Индии. Были приложены все усилия, чтобы вернуть детям

человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.

Дело в том, что у ребѐнка к трѐм годам формируется до 80 % мозга взрослого

потенциала. В раннем возрасте дети способны усваивать информацию почти

мгновенно, при условии, что это им интересно.

Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нѐм, отразить личное

впечатление о чѐм-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную

отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное,

формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребѐнку

художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как

можно раньше.

Художественная деятельность – специфическая детская активность,

направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему

изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее

условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного

детства.

 

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В

ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об

окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.

Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только

самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и

карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой

на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или

пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или

бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять

видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещѐ

знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и

навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже

осмысленно изыскивают новые приѐмы отражения окружающей действительности в

собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту

работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном

искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые

необычные средства изображения: коктельные трубочки, парафиновую свечку,

расчѐску, зубную щѐтку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное

решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это

2

свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует

возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком

да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов,

обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим

миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее

и ярче.

Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому,

что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения,

быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после еѐ выполнения очень

эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы

с удовольствием демонстрируют еѐ своим родителям, бабушкам, братьям и сѐстрам,

погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки

выполненные вместе с родными.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использование

нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем

развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить

сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют

взаимодействию педагога с родителями.

 

 

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

 

Рисование пальчиками.

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего

возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь,

салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесѐнным на неѐ рисунком или

аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу

недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка

рябины без ягод или Новогодняя ѐлка без праздничных шаров и т. д. Ребѐнку

предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для

завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причѐм

краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики

вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и

повышает их самооценку.

 

 

Оттиск печатками из картофеля.

Эта техника рисования может применяться с детьми, начиная с трѐх лет.

Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной

подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из

картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или

квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения

ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на

бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего

возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на

нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети

старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным

рисованием.

 

Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему

изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному

 

рисованию, учит координировать движения рук.

 

 

Тычок жѐсткой полусухой кистью.

 

Жѐсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ

рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или

колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жѐсткая большая кисть, бумага

любого цвета и размера. Ребѐнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа

вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь

лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность,

реалистичность, а ребѐнку получить удовольствие от своей работы.

 

Восковые мелки и акварель.

 

С четырѐхлетнего возраста можно начать освоение приѐмом рисования

восковыми мелками. Ребѐнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаѐтся не закрашенным.

Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего

плана рисунка, например: небо, песок, вода и др.

 

 

Монотипия.

 

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов

с детьми старше пяти лет. Ребѐнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его

половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части

предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения

отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования

нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная

монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его

отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели

высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной

губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее

отличался от отпечатка.

 

 

Кляксография.

 

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования

пятнами, кляксами, которые ребѐнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой

ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают.

Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и

дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно,

капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы еѐ конец не

касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные

стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура

повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать

деревья, водоросли, салют и др.

 

Набрызг.

 

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного

неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета

разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жѐсткую кисть.

Направляют щѐтку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по

направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

 

Граттаж.

 

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым

предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится

тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла.

Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести

пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда

основа высохнет, заострѐнной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски.

Основу под граттаж выполняет взрослый , так как процесс трудоѐмкий, требует

терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей

интерес к такому нетрадиционному способу изображения.

 

Батик.

Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань

предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под

конфет или др.

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по

намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

 

«Красавец Мухомор».

Рисование пальчиками.

Цель занятия: воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития

творческих способностей; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;

отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Материал для занятия: изображения мухомора, пальчиковые краски белого цвета,

аппликация «Мухомор» без белых пятнышек на шляпке, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Мухомор» из

серии «Грибы» загадки и стихи о грибах, беседы с детьми о грибах.

 

Ход занятия.

 

Воспитатель читает детям стихотворение К. Бальмонта «За грибами»:

 

Вот мы дружною семьѐй –

За грибами в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий – тѐмный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор

Весь он загудел.

Белка слушала в сосне,

И с размаху – прыг!

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Ну, товарищи, вперѐд,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первым гриб найдѐт,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтобы этот гриб, пускай.

Был не мухомор.

 

– Ребята, а вы уже ходили с родителями в лес за грибами?

Ответы детей.

Воспитатель показывает иллюстрации мухомора.

- А вы знаете, что это за гриб? Как он называется?

- Это мухомор!

- Можно его брать к себе в корзинку, когда собираешь грибы?

- Нет!

- А почему? Он такой красивый!

- Он ядовитый! Им отравишься!

- Правильно ребята. И всѐ же он не напрасно растѐт в лесу. Небольшой кусочек этого

гриба может стать лекарством для некоторых лесных зверей, например для лося. Ну а

теперь пойдѐмте грибы собирать.

 

Физкультминутка «Грибочки».

Я по лесу по осеннему бреду, (Ходьба в хороводе)

Я грибочки в кузовок соберу, (Наклоны вперѐд с

Я в осиннике рыжики беру, движениями рук,

По березничку – берѐзовики, имитирующих

По сосновым пням – опѐночки, сбор грибов)

А под ѐлочкой – белый гриб –

боровик.

 

Воспитатель достаѐт игрушечную белочку.

- Ребята, посмотрите, кто к нам в гости из леса прискакал. Здравствуй белочка!

Дети приветствуют белочку.

Воспитатель делает вид, что белочка что-то шепчет ей на ухо.

- Ой, беда в лесу! Лось заболел, а Айболит уехал к другому больному. Но белочка

говорит, что по телефону он просил дать лосю маленький кусочек мухомора. Белочка

отправилась на его поиски, но забыла, как он выглядит. Ребята, давайте поможем

белочке. Нарисуем и покажем еѐ, как выглядит мухомор.

Воспитатель раздаѐт детям аппликацию «Мухомор» без белых пятнышек, краску и

салфетки.

- Ребята, чего не хватает на этих мухоморах?

- Белых пятнышек!

- Правильно. Окунайте пальчик в краску и ставьте пятнышки на шляпку мухомора.

Молодцы! Теперь вытирайте пальчики салфеткой, а мы с белочкой подойдѐм и

посмотрим на ваши мухоморы. Белочка шепчет, что ей очень понравилась ваша работа,

и она вспомнила, как выглядит мухомор. Теперь ей пора в лес, она говорит вам спасибо

и до свидания!

Дети прощаются с белочкой.

- А нам пора поиграть.

 

 

Игра «У медведя во бору»

 

Выбирается водящий-медведь и становится на одной стороне ковра, а все остальные на

другой. Медведь засыпает, а дети двигаются в его сторону, читая стихотворение и

имитируя сбор грибов и ягод:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас глядит.

Медведь просыпается, дети убегают на свою сторону ковра. Медведь догоняет детей и

ловит того, кто не успел убежать. Из тех, кого поймали, выбирается новый водящий-

медведь.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

 

«Пушистый котѐнок».

Тычок жѐсткой полусухой кистью.

Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жѐсткой

полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект,

характерную фактурность его внешнего вида (объѐм, пушистость).

Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром котѐнка или

трафарет, жѐсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин «Кошки» из серии

«Домашние животные» загадки и стихи о котятах.

 

Воспитатель читает детям стихотворение С. Михалкова «Котята»:

 

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счѐту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ – котѐнок самый белый,

ДВА – котѐнок самый смелый,

ТРИ – котѐнок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА –

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам ребята, Посмотреть и посчитать.

 

- Ребята, а у кого дома живѐт котѐнок?

- У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живѐт кот!

- Какие они у вас, расскажите!

- У меня рыжий! У меня пушистый! А у моей бабушки всѐ время спит на батарее, он

уже старенький!

- А что едят кошки, вы знаете?

- Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!

- А во что они любят играть?

Ответы детей.

- А вы любите играть с котятами?

- Да!

- Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!

 

 

Физкультминутка «Котята»

Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)

На него котѐнок кинется. (Прыжок вперѐд)

Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)

За него котѐнок схватится. (Хватательные движения рук вперѐд)

Прыг-скок! (Прыжки вверх)

Цап-царап! (Движения рук вперѐд)

Не уйдѐшь из наших лап! (Взяться руками

за противоположные плечи)

 

- Молодцы, весело играете! Жалко, что в детском саду нет котѐнка, с которым можно

было бы поиграть. А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на

места и подумайте, какого котѐнка вы хотите нарисовать.

Воспитатель раздаѐт детям листы с нарисованным контуром котѐнка или трафарет и

жѐсткие кисти.

- Ну что, ребята, решили какого котѐнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть

полосатого?

Дети говорят какого цвета котѐнка они будут рисовать, а воспитатель раздаѐт нужные

краски.

- Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать.

- Колючей.

- Да, колючей, жѐсткой. И рисовать мы будем сухой кистью, без использования воды.

Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберѐм, вытерев кисточку об

край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а

кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котѐнок получится пушистым.

Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребѐнку

этапы выполнения работы.

- Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?

- Да! Да!

- Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жѐсткой кистью и без воды, делая

тычки на рисунке. А теперь можно и поиграть. Бегите ко мне.

 

Игра «Лови-лови»

Воспитатель показывает детям поролоновый бант на шнурке, привязанный к

палочке длинной 0,5 или 0,75 м.

- Смотрите, ребята, что у меня есть. В такую игру очень любят играть котята. А вы

сможете поймать бантик? Лови-лови.

Воспитатель опускает и поднимает палочку и предлагает отдельным детям

поймать бант.

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

«Аквариум».

Восковые мелки + акварель.

 

Цель занятия: дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения,

образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и

чувство композиции.

Материалы для занятия: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный виде

аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного

размера.

Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с

изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы.

 

Воспитатель читает стихотворение А. Фета «Рыбка»:

 

Тепло на солнышке. Река Шалунья рыбка, вижу я,

Берѐт свои права; Играет с червяком.

В воде местами глубь ясна, Голубоватая спина,

На дне видна трава. Сама как, серебро,

Чиста холодная струя, Глаза – блестящих два зерна,

Слежу за поплавком,- Багряное перо...

 

- Ребята, а где живут рыбки?

- В море. В реке. В озере.

- Правильно. Отгадайте загадки.

 

Посмотрите – дом стоит, Вильнѐт хвостом

До краѐв водой налит. Туда-сюда –

В этом домике жильцы – И нет еѐ,

Все умелые пловцы. И нет следа.

(Аквариум) (Рыбка)

 

Теремок ползѐт. На окошке – пруд,

На себе его везѐт. В нѐм пловцы живут.

Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов

Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.

(Улитка) (Аквариум)

 

- Ребята, так где же ещѐ могут жить рыбки?

- В аквариуме!

- Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?

Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нѐм

водные растения, следить за температурой воды.

- Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете?

- Гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик и др.

- Молодцы! А теперь давайте поиграем.

 

Игра «Аквариум»

 

Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума – рыбок и улиток, а

также водоросли и камешки.

«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном

направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как

плавники рыбы.

 

«Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными

пальцами, можно медленно передвигаться на корточках.

«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения

телом и руками.

«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.

Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и

показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даѐт

команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д.

После окончания игры воспитатель приглашает всех на места.

 

- Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями.

Воспитатель раздаѐт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые

мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой.

- Обратите внимание на форму тела рыбы – овальная, вытянутая, голова плавно

переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть

плавники – с их помощью она плавает в воде.

Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и

др.

- А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и

закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков.

Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными

красками.

После окончания работы рисунки ставятся на выставку и рассматриваются

всеми детьми.

- Чудесные аквариумы у вас получились! Теперь можно и поиграть!

Игра «Рыбки»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в

нѐм говорится.

Рыбки плавают, ныряют – («плавать» как рыбки)

Корм подводный собирают. («собирать» воображаемый корм -

Раз, два, три – присесть и брать его с пола

Со-бе-ри! обеими руками)

Рыбки плавают, ныряют – («плавать»)

И друг друга догоняют.

Раз, два, три – (бегать друг за другом

Догони, догони, догони... по комнате)

Рыбки плавают по дну – («плавать»)

Не поймаешь ни одну.

Раз, два, три – (при слове «замри» дети останавливаются

Замри! в тех позах, в которых их застала команда)

 

 

Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто

пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов:

Раз, два, три – отомри!

 

Игра проводится 2-3 раза.

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

«Зимний вечер в лесу». Чѐрно-белый граттаж.

 

Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку:

 

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лѐгкой цепью пуховой ...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нѐм ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

 

- Ребята, понравилось вам стихотворение о зимнем лесе? А вы знаете какие-нибудь

стихи о зиме?

Дети читают стихи.

- Молодцы, много красивых стихов знаете. Многие поэты посвятили свои произведения

зиме, и многие писатели описывают волшебство зимы в своих рассказах. Послушайте.

Воспитатель включает музыку и читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре

художника»:

«... Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в

сказке.

Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо,

неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину

исправит...

Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и

залюбуется!».

Обрядила она сосны и ели в тяжѐлые снеговые шубы, до самых бровей

нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела...

А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца

укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растѐт, белое покрывало натянула. Так

хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под

белого одеяла виднеются...

Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».

- Вот какую чудную картину нарисовала Зимушка-Зима. Сегодня мы с вами тоже

нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж. Зимой солнышко светит мало, дни

короткие, темнеет рано, поэтому мы изобразим зимний вечер в лесу А вы рады, что

пришла зима? Что вы любите делать зимой больше всего?

- Играть в снежки! Лепить снеговика! Кататься на санках с горки!

- Да, ребята, зимой очень весело. Давайте поиграем.

 

 

Физкультминутка «Снежки»

 

Пойдѐмте вместе на лужок, (воспитатель жестом приглашает за собой детей на открытое пространство группы)

 

Возьмѐм в руки мы снежок, (наклониться и изобразить,

Белый да пушистый, что одной рукой взяли снег)

На солнце серебристый.

Раз, два, три – лепим, лепим – посмотри. (изображать, что лепим снежки)

А теперь начнѐм кидать, (изображать, что кидаем снежки)

И друг в друга попадать.

А мороз-то – ой-ой-ой! (обхватить плечи руками)

Но не хочется домой (покачать головой)

Руки трите, трите, трите. (далее выполняются движения описанные в тексте)

 

Ручками похлопайте,

И на руки подышите (длинный выдох)

Ножками потопайте,

Попрыгайте на месте...

А после сядьте вместе. (жестом пригласить детей сесть на места)

- Ух, хорошо повеселились! А теперь мы с вами начнѐм рисовать. Но рисовать мы с

вами будем необычным способом на специальных листах, которые мы уже

подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками. Этот

способ изображения называется граттаж или по-другому – царапины. Придѐтся

приложить некоторые усилия, чтобы процарапать рисунок и изобразить зимний лес.

Продумайте содержание и композицию будущего пейзажа, выделите главные элементы

и второстепенные и приступайте. Для того, чтобы некоторые объекты (сугробы,

снеговик, луна) казались более объѐмными, нужно полностью процарапать всю

поверхность внутри контура.

После того, как дети справятся с работой, воспитатель предлагает отправиться

на прогулку в зимний лес.

 

Физкультминутка «Зимний лес»

 

Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

С неба падают снежинки, (дети поднимают

Как на сказочной картинке. руки над головой

Будем их ловить руками и делают движения,

И покажем дома маме. словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, (ходьба на месте,

Поднимаем выше ноги. высоко поднимая колени)

А вот зайка проскакал, (прыжки)

От лисы он убежал!

Это серый волк рыщет, (имитировать «волчью» походку)

Он себе добычу ищет!

Ну а мы идѐм, идѐм (ходьба на месте)

И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)

 

Литература:

Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники, рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники, рисования в ДОУ. Часть 1, 2»

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. группа»

Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники, рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».

Опубликовано: 09.06.2015