Сказка, как средство всестороннего развития личности ребенка»
Конференция: Современный детский сад
Автор: Шишкина Наталья Николаевна
Организация: МБДОУ детский сад № 5
Населенный пункт: Приморский край, г. Артём, с. Кневичи
Духовная жизнь ребенка
полна лишь тогда, когда он
живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии, а без
них он "засушенный цветок ".
В. Сухомлинский
Для развития системы отношений ребенка к окружающему его миру, для познания им собственных чувств, представлений, умений, педагогу необходимо использовать разнообразные методы воздействия. При этом необходимо помнить, что ребенок - это не пассивный объект такого воздействия, а активный субъект деятельности, стремящийся к восприятию и размышлению. Интеллектуально-художественное развитие личности посредством ознакомления его с народным творчеством, которым и является сказка, дает нам такую возможность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. С помощью сказки у ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Каждая сказка представляет какую-то новою ситуацию, с которой ребенку придется столкнуться в реальной жизни.
С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать различные проблемы и корректировать поведение.
Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Они помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, тем более что доброта многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание - первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявляться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному - вообще ко всему живому. Каждая сказка рождает в душе детей такие чувства, как участие, волнение, сопереживание.
Дети нуждаются в доброте и ласке, но одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых - помочь им сохранить это качество на всю жизнь.
Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Опыт работы подтверждает, что в процессе коррекционно-развивающей сказкотерапевтической деятельности происходит комплексное развитие ребенка: его эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, познавательных процессов, следствием чего является успешная интеграция ребенка в общество.
У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
Список использованных источников.
1. О.Л.Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры»
2. «Сказка в развитии дошкольника». Дошкольное воспитание
3. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 1989.
4. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой» 2009г.
5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. Обнинск, 1997
6. Интернет ресурсы