Познавательно –речевое развитие дошкольников средствами экологии

Конференция: Современный детский сад

Автор: Чердак Галина Ивановна

Организация: МБДОУ детский сад № 21

Населенный пункт: Приморский край, г. Артём

Цель: Развивать речь и познание дошкольников в процессе экологического воспитания.

Задачи:

  • Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;
  • Осуществление систематической работы с детьми;
  • Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром.

 

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны.  Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры.
В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по-новому для детей материалу предлагаю детям повторять мой речевой образец. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?»

Дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно».

Предлагаю им свою фразу, где есть связь явлений, и прошу повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, нужно начинать беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе использовать загадки, речевые логические задачи.

Природа окружает ребенка с ранних лет. К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.
Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон. Поэтому в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение нужно уделять дидактическим эколого-речевым играм:

«Нужно – не нужно»

«Съедобное – несъедобное»

«Кто, где живёт?»

«Отгадай, что за растение»

«Узнай на вкус»

«Подбери листок»

«Что за птица?»

«Узнай по голосу животного»

«Угадай, про кого расскажу»

«Что сначала, что потом»

«Что опасно для природы»

«Угадай, что в мешочке»

«Когда это бывает?»

«Чей хвост?»

«С какой ветки детки?»

Вторая младшая группа (3-4 года)

Необходимо развивать у детей умения:

-различать и называть существенные детали и части объектов природы, местоположение.

-понимать обобщающие слова (овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

-согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около), употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята) форму множественного числа существительных в родительном падеже (груш, слив).

- вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

-драматизировать отрывки из знакомых сказок.

Средняя группа (4-5 лет)

Необходимо развивать:

-умения диалогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей;

-умения монологической речи: составлять короткие (в 5-6 предложений) описательные рассказы о предметах;

-использовать названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух);

-учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Старшая группа (5-6 лет)

-Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, использовать мини-коллекции иллюстрированные книги, открытки, фотографии с изображениями природы. Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

-Нужно расширять и уточнять знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания;

–Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (пасмурно, хмуро), с противоположным значением (, пасмурно – солнечно).

-Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

-Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану),

- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

-Совершенствовать речь как средство общения.

-Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

-Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

-Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

-Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

-Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылицы и загадки.


Можно инсценировать и драматизировать сказки, так друг для друга дошкольники показывают заранее подготовленные сказки экологического содержания, например, «Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком» и другие.

В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В заключении необходимо сказать, что развитие речи и познания – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения.  Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей.
 

Опубликовано: 21.01.2025