Игровой проект: умный пол для детей 5-6 лет

Конференция: Современный детский сад

Автор: Емелина Наталья Петровна

Организация: МБДОУ № 74 детский сад «Филиппок»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут

Краткое описание проекта

 

Проект разработан и реализуется на базе детского сада № 74 «Филиппок» г.Сургут

Тип проекта: игровой, развивающий.

Вид проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта. В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях развития дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности, формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать во всех видах деятельности, в социуме.

Традиционно считается, что источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Это неоспоримо, и взрослым необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать развивающую игру.

В настоящее время, когда мы, педагоги, работаем в условиях реализации Федерального стандарта дошкольного образования, наше стремление направлено на изменение предметного пространства в группе и на территории детского сада. Изучая все инновации и современные тенденции в преобразовании и обогащении среды, мы подошли к необходимости использовать всё пространство группы для детской игры и организовали интерактивный «умный» пол!

Речь идет не об интерактивном 3D оборудовании.

Интерактивный «умный» пол – это напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами или схемами. Попадая в зону проекции, ребенок своими движениями выполняет игровые действия и даже выполняет образовательные задания.

Интерактивный пол можно создавать в разных возрастных группах детского сада — это отличный инструмент, который помогает нам разнообразить образовательный арсенал, развивать детскую игру, а также повысить общую эффективность образовательного процесса.

Одни проекции развивают внимательность, другие – моторику, третьи – реакцию, четвёртые – сообразительность и т.д. По причине необходимости физических усилий для «игры» с полом, такой вид игры хорошо подходит тем детям, которые испытывают те или иные трудности в физическом развитии. Кроме того, грамотное комбинирование традиционного обучения с работой с «умным» полом способно дать прекрасные результаты.

Интерактивный пол способен научить детей:

  1. распознавать и называть растения, животных, предметы окружающего мира;

  2. различать цвета и формы предметов;

  3. стимулирует интерес к образовательному процессу через игру;

  4. содействует всестороннему развитию и нормализации психоэмоционального состояния.

Таким образом, игры на интерактивном полу являются мощным толчком к развитию у детей познавательной и двигательной активности, помогают повысить уровень передачи знаний в дошкольных образовательных учреждениях, способствуют улучшению усвоения информации.

Ведущая цель проекта: содействие успешному развитию ребенка раннего дошкольного возраста и закрепление его детских представлений через игру на интерактивном полу.

В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи проекта:

Для детей:

  1. Учить внимательно рассматривать игрушки, предметы, модели, схемы, обогащать словарный запас, развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям.

  2. Развивать восприятие, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета.

  3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

4. Воспитывать желание играть вместе со сверстниками.

Для воспитателя:

  1. Раскрыть сущность и особенности предметно-отобразительной игры детей раннего возраста.

  2. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в игру, в общение, высказываться.

  3. Способствовать развитию детской игры, накоплению и обогащению детского эмоционального опыта, речевых навыков.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  1. Проявляют интерес к игре на интерактивном полу, с желаем включаются в игру.

  2. Проявляется речевая активность детей в разных видах деятельности.

  1. Умеют внимательно рассматривать игрушки, предметы, модели, схемы.

  2. Активно воспринимают знакомые и новые предметы, модели, схемы связывают словесно, высказываются, используют слова-названия,

  3. Активно действуют с предметами и моделями, используют различные игровые и практические способы для достижения цели в игре.

 

Формы работы при реализации проекта:

  •  
  • игровая мотивация и знакомство с «умным» полом,
  • знакомство с играми, разучивание;
  • игры.

 

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

    1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

    2. Изучение психолого-педагогической литературы по теме «Интерактивный пол в детском саду».

    1. Подбор игр, их интерпретация или перенос на напольное пространство для решения задач развития и образования детей раннего дошкольного возраста.

    2. Беседа-консультация с родителями на тему: «Как мы играем в детском саду и дома».

 

  1. Основной этап реализации проекта ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (все игры представлены в Приложении)

  2. неделя

  3. «Разложи по ячейкам»

  4. «Найди предмету пару»

  5. «Найди звучащую игрушку»

  6. «Чем мы похожи и чем отличаемся?»

  7. «Назови ласково»

  8. «Систематизация по форме».

 

  1. неделя

  1. «Сортируем»

  2. «Отличия в рисунках»

  3. «Угадай, что это пахнет?»

  4. «Кто какие звуки издает?»

  5. «Разрезные картинки».

  6. «Разрезные фигуры с цифрами».

 

  1. неделя

  1. «Выкладываем узоры»

 

  1. «Что пропало или изменилось?»

  2. «Угадай музыкальный инструмент».

  3. «Ошибки»

  4. «Геометрия в предметах».

  5. «Запутанные классики».

  6. «Игры с карточками для изучения животных сопоставления»

 

  1. неделя

  1. «Обводим трафареты»

  2. «Как приготовить кофе?»

  3. «Первые загадки»

  4. «Назови множественное число»

  5. «Копирование форм»

  6. «Животные».

 

  1. неделя

  1. «Строим последовательность» (память, логика, последовательность)

  2. «Раздели поровну»

  3. «Вставляем слово»

  4. «Цветные кучки».

  5. «Рулетка».

  6. «Пуговицы для счета».

 

  1. Заключительный этап (итоговый).

  • Фотоколлаж: «Я играю».

  • мониторинг реализации задач проекта, соотнесение ожидаемых результатов с полученными результатами;

  • оформление материалов проекта, презентация его результатов родителям воспитанников;

  • показ мастер-классов для родителей и для педагогов с целью распространения опыта.

 

 

Перспективы развития проекта

    1. «Умная площадка». Организация пространства для детской игры на уличной площадке группы: на асфальте, на песке будут созданы схемы и модели для продолжение детских игр.

    2. «Умный пол в младшей, средней и других группах». Создание интерактивных моделей на полу во всех возрастных группах, подбор игр для их интерпретации или переноса на напольное пространство для решения задач развития и образования детей дошкольного возраста (по возрастным периодам).

 

Литература

  1. Андрианова Н.Ю. Использование интерактивного пола в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.Ю. Андрианова.

// Адрес доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/24/statya- ispolzovanie-interaktivnogo-pola-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo

  1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г

  2. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 3 лет / Светлана Кантор. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.

  3. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитания дет. сада / Е.А. Коссаковская; Под ред. [и с предисл.] С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1980. – 62 с.

  4. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2011.

  5. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

  6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно- методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 

Приложение 1

Развитие крупной моторики

 

Разложи по секторам

Что нужно для игры: интерактивный пол, поделенный на несколько секторов (это может быть 3 и более секторов), много ярких предметов разных форм и размеров (для маленьких детей можно разноцветные очень крупные «кубики»).

Покажите малышу, как можно разложить крупные «кубики» по секторам, и ему очень понравится это делать. Более сложный вариант – рассортировать множество больших «кубиков» по форме, цвету, выделив для каждого вида свой сектор. Возможно, потребуется ваша помощь. Положите в секторы по одному образцу, а ребенок пусть раскладывает остальные предметы. Например: в первый сектор только кубики, во второй – кирпичики, в третий только синего цвета. Игра проводится 2-3 раза с другими детьми.

 

Сортируем

Что нужно для игры: 2 куклы и 2 игрушечные тарелочки; фасоль и макаронные изделия.

Усадите 2 кукол по секторам и перед каждой поставьте по тарелочке. Смешайте в отдельной мисочке немного фасоли и макаронин. Предложите малышу накормить кукол, рассортировав им продукты. Скажите, что одна кукла любит макароны, а другая фасоль.

Второй вариант: скажите, что одна кукла любит фрукты, овощи, а другая булочки.

Третий вариант: скажите, что одна кукла любит играть в кубики, а другая в машинки.

Усложните игру – предложите сортировать 3 вида продуктов или предметов на 3 кукол. Игра проводится 2-3 раза.

 

Выкладываем узоры

Что нужно для игры: веревка, трубки или палочки.

Для образца даются 3 картинки с изображением домика, солнышка, лестницы и выкладываются напротив каждого сектора и вместе с ребенком выложите очертания этих объектов в секторе напротив. Игра проводится 2-3 раза с другими детьми.

 

Обводим трафареты

Что нужно для игры: плотный картон от коробок, веревка, карточки с изображением геометрических фигур.

Изготовьте трафарет, вырезав из картона очень простые, довольно крупные фигуры (круг, квадрат, треугольник и можно ромб). Разложите в секторах трафареты круга, квадрата, треугольника, ромба. В секторе напротив выкладывайте поочередно по одной карточке с фигурами. Играют 4 ребенка встав каждый у своего сектора. Чей трафарет совпадает с изображением карточки, тот обводит веревкой трафарет в своем секторе. Второй вариант в 4 секторах карточки с геометрическими фигурами.

Память, логика, последовательность Строим последовательности

Что нужно для игры: набор больших кубиков.

Главное для малыша в игре – научиться составлять последовательности, находя в них повторяющуюся структуру (форму, цвет). Начните составлять последовательность, а ребенку предложите продолжить, отметив какую-то закономерность.

С маленькими можно попробовать такую игру. Составьте цепочку из больших кубиков, на них начните укладывать маленькие. Если вы дадите ребенку большой кубик, скорее всего он поставит его в цепочку снизу, а если дадите маленький, то в цепочку сверху. Можно выстраивать последовательность по цвету, количеству. Так малыш незаметно подключится к игре. Выкладывайте разные образцы напротив каждого сектора. Может поиграть несколько детей за один раз.

 

Найди предмету пару

Что нужно для игры: разнообразные парные предметы

Выкладывайте напротив каждого сектора предметы из пар: кубик, мячик, колечко. Затем дайте ребенку в руку второй предмет из пары, например кубик, и предложите найти такой же. Подавайте малышу следующий предмет и просите найти такой же.

 

Отличия

Что нужно для игры: картинки с несложными изображениями, игрушки машинки, куклы.

Выкладывайте 2 простых одинаковых предмета или картинки. Например, 2 одинаковых домика или куклы (машинки). На одной из картинок добавьте «лишнюю» деталь, которой нет на другом рисунке. Например, шторки на окошке или дым из трубы. Или у машинки какую-то деталь заранее покрасить в другой цвет. Этого легко можно добиться с помощью акриловых красок. На одну из кукол надеть точно такую же юбочку, но другого контрастного цвета. Покажите ребенку и попросите найти, чем они отличаются.

Если малыш не может заметить отличия, то начните перечислять, помогая ему: «На этом рисунке есть окно и на другом есть окно. На этом рисунке есть шторка, а на другом? И т.д.» и ребенок с радостью первооткрывателя, конечно же, найдет!

 

Что пропало или изменилось?

Что нужно для игры:2-4 игрушки или предмета

Разложите игрушки перед ребенком, пусть он запомнит их и отвернется. Быстро уберите одну из игрушек или накройте ее чем-нибудь. Ребенок должен вспомнить, что же пропало.

Вы можете использовать предметы, одинаковые по форме…

 

Как приготовить кофе

Что нужно для игры: кофейные зерна или баночка от кофе, коробочка от сахара, игрушечный чайник, чашка из набора «посуда»

Спросить у ребенка, как мама готовит кофе или омлет, наверняка он уже это видел. Попросите ребенка рассказать вам последовательность о действиях, которые при этом совершаются. Если малыш затрудняется ответить, то начните сами, а ребенок пусть добавляет ключевое слово. Например: «Расскажи, как приготовить кофе?». Расставьте все предметы перед ребенком и один предмет лишний. Поставьте в один сектор интерактивного пола игрушечную чашечку с кофе. А остальные предметы из предложенного набора, ребенок должен выбрать сам.

 

Раздели поровну

Что нужно для игры:2-3 куклы и 2-3 игрушечные тарелочки; муляжи фруктов, овощей, выпечки.

Поставьте игрушечные тарелочки по секторам перед куклами. Малышу предложите раздать куклам еду, поделив ее поровну (либо одной кукле положить больше, чем другой).

В качестве «еды» можно использовать вырезанные из картона яблочки т.п.

 

Развитие органов чувств

 

Найди звучащую игрушку

Что нужно для игры: игрушки с мелодией или звуком

Продемонстрируйте ребенку звук. Выберите и включайте по одной игрушке, которые звучат. Распределите их по секторам интерактивного пола. Пусть малыш отвернется включите одну звучащую игрушку, затем ребенок поворачивается и должен указать на ту игрушку, которая прозвучала. Следующий звучащий предмет, может угадывать другой ребенок.

Второй вариант игры: распределите игрушки домашних животных по секторам. Например, собака (корова, лошадь). Взрослый использует игровой планшет со звуками животных. Ребенок слушает звук и должен указать на ту игрушку, которая прозвучала.

 

Угадай музыкальный инструмент

Что нужно для игры: разнообразные музыкальные инструменты

Познакомьте ребенка с детскими музыкальными инструментами (например, барабаном, дудочкой, бубном). Играя с ними некоторое время, ребенок хорошо запомнит, как они звучат.

Распределите музыкальные инструменты по секторам интерактивного пола. Сыграйте на каком-нибудь таком же инструменте, а малыш пусть по звуку определит, какой инструмент звучит. Игра повторяется 2-3 раза с другими детьми.

 

Угадай, что это пахнет?

Что нужно для игры: пахучие продукты; муляжи этих же продуктов Начните с 2 пахучих продуктов. Например, пусть это будет баночка с кофе и лимон или лук и огурец.

Распределите муляжи продуктов по секторам интерактивного пола. Затем пусть ребенок рассмотрит, потрогает и понюхает настоящие продукты. Обратите его внимание на запах. Через некоторое время положите лимон в одну коробку, а кофе в другую. В крышке коробок сделайте отверстие. Или можно завязать глаза шарфом и предложить понюхать и определить, что там в коробке по запаху. Затем малыш укажет на тот продукт в секторе интерактивного пола, который он только что исследовал. Так можно поиграть со всей группой, используя больше продуктов.

Замечание. Будьте осторожны с запахами, если у ребенка аллергия.

 

Развитие речи

Вставляем слово

В этой игре нужно, чтобы ребенок встал в сектор интерактивного пола. Вы читаете очень известное стихотворение А. Барто и нужно пропустить последнее слово.

Например, фразу: «Наша Таня громко…», а малыш продолжит: «плачет». И проходит в следующий сектор. Затем вы говорите следующую строчку, делая паузу на последнем слове, и т.д. Когда малыш доходит до окончания сектора, то получает поощрение в виде аплодисментов или наклейку (фишку-солнышко, сладость).

 

Чем мы похожи и чем отличаемся?

Что нужно для игры:2 игрушки, одинаковые по сути, но разные по исполнению

 

Рулетка

Что нужно для игры: детская юла (волчок), карточки с буквами, (можно кубики), цифрами или с изображением разных предметов быта, фруктов, животных и другие карточки

К детской юле прикрепите стрелку (можно просто нарисовать или приклеить).

Разложите по кругу карточки в секторы интерактивного пола (5-10 штук). Запустите волчок и наблюдайте, какая карточка выпадет.

Малышу нужно назвать изображение на карточке. Если ваш малыш еще не говорит, просто самостоятельно озвучивайте выпавшую карточку. Используйте игру для изучения цвета и форм, изображений разных предметов быта, фруктов, животных и т.п. Игра подходит и для изучения иностранного языка. При игре с несколькими детьми выигрывает тот, у кого больше карточек.

 

Цвет, форма, объём, систематизация

Цветные кучки

Что нужно для игры: разнообразные предметы по 3-5 штук каждого цвета

Рассортируйте предметы разного цвета по секторам интерактивного пола. Например, красная кучка содержит в себе колечки, кубики. Так же создайте синюю кучку и ещё несколько. Дайте ребенку предмет (например, синее колечко) и попросите положить его в нужный сектор интерактивного пола.

Начните с 2 кучек. Допустим, сделайте красную и синюю.

Когда вы будете раскладывать предметы по кучкам, комментируйте свои действия примерно так: «Это колечко красное я кладу его в красную кучку, этот кубик синий - кладем его в синюю кучку, красный кубик – в красную кучку, синий зайчик – синюю кучку и так далее». Когда ребенок поймет принцип, дайте ему, например, синее колечко и скажите: «Это синее колечко мы кладем в…», и синее колечко малыш положит в синюю кучку.

Как только игра будет освоена, можно уже не комментировать, а просто подавать ребенку предметы и спрашивать; «В какую кучку мы его положим?».

Если же ребенок знает ещё не все цвета, то целесообразно собрать все кучки со знакомыми цветами, а одну кучку – с незнакомыми.

 

Систематизация по форме

Что нужно для игры: разнообразные предметы по 3-5 штук каждой формы

Рассортируйте предметы разной формы по секторам интерактивного пола. Принцип систематизации по форме тот же самый, что и в игре «Цветные кучки». Соберите в одном секторе колечки от пирамидок, кубики разных цветов и размеров во втором секторе, в третьем – разные мячики.

А затем предложите малышу положить колечко или мячик в нужную кучку. Комментируйте при необходимости действия малыша, собирая с ним предметы в кучки.

 

Разрезные картинки

Что нужно для игры: картинка и картон, клей

Первоначально наклейте крупную картинку на толстый картон от коробки и разрежьте на 2 половинки. Покажите ребенку как сложить 2 части, чтобы получилось целое, и попросите ребенка проделать тоже самое.

Можно разрезать картинку на 3 и более частей. Вы можете также сделать фигурный разрез первоначальной картинки. Например, можно разрезать ее так, чтобы одна часть была в виде стрелки, а другая часть с углублением. Тогда по другому такую картинку не сложить. Или просто волнистой линией.

 

Рассортируй по цвету

Что нужно для игры: 3 или 4 пары игрушек (пара состоит из двух разных игрушек одинакового цвета)

Рассадите игрушки по секторам интерактивного пола. Суть этой игры состоит в том, что каждой из игрушек нужно подобрать пару соответствующего цвета. Эта игра похожа на игру в цветные кучки, но включает в себя элементы ролевой игры. Необходимо добавить небольшой сюжет. Например, пусть это будут 3 игрушечных зайчика (красный, синий, и желтый) и 3 тарелочки тех же цветов.

Попросите ребенка принести зайчику свою тарелочку. Вы можете помочь малышу словами: «Берем красную тарелочку и приносим ее красному зайчику, затем синего…». Теперь пусть ребенок сделает это с вашими комментариями и, наконец, самостоятельно.

Поиграйте в эту игру с другими предметами, и вы заметите, что малыш сортирует предметы по цвету, когда играет игрушками сам. Игра проводится 2-3 раза.

 

Копирование форм

Что нужно для игры: палочки или трубки

Выложите из палочек простую фигуру в одном из секторов интерактивного пола (квадрат, треугольник) и попросите малыша скопировать рисунок, глядя на ваш, в секторе напротив. Если у ребенка хорошо получается, усложните рисунок (например, пусть выложит лесенку, трапецию). Можно также показать рисунок, а затем закрыть его листом ватмана. Малышу теперь нужно по памяти воспроизвести нужную форму.

 

Пуговицы для счета

Что нужно для игры: изображение пуговиц вырезанные и наклеены на картон крупные 2 цветов (можно использовать изображение монет, кружочков).

Возьмите, например, красные и зеленые пуговицы. Разложите в сектор пола несколько зеленых пуговиц в линию и рядом в другой сектор разложите в линию несколько красных пуговиц. Спросите ребенка, где пуговиц больше, а где меньше?

Вот ещё несколько вариантов:

Составьте число 4 из 2 красных и 2 зеленых пуговиц, а затем из 3 и 1 пуговиц разных цветов. То же самое делайте и с другими числами.

Положите 4 пуговицы. Наглядно покажите, как она «ушла». Спросите малыша сколько осталось? А вот, было 2 пуговицы, а 1 «пришла». Сколько стало?

Возьмите карточки с цифрами и предложите ребенку рядом положить нужное количество пуговиц. Рядом с цифрой 1 – 1 пуговицу, рядом с цифрой 2 – 2 пуговицы и т. д.

 

Разрезные фрукты с цифрами

Вырежьте из цветной бумаги простую форму (например, довольно крупное яблоко) и приклейте его на картон от коробки. На другом куске картона обведите его контур и тоже вырежьте.

Разрежьте вырезанное яблоко на 3 части. Каждую часть вновь приложите к нарисованной ранее форме на картоне и обведите контур каждого кусочка внутри. Таким образом получилось 3 «кусочка яблока» из цветной бумаги, приклеенной на картон и контур яблока с частями внутри на картоне.

Теперь на «кусочках яблока» напишите цифры от 1 до 3. А на контурах тех же самых кусочков нарисуйте жирные точки от одного до трех в том же соответствии.

Распределите части яблока с точками по секторам интерактивного пола, а яблоко с кусочками внутри в секторе напротив. Малышу нужно сопоставить точкам цифры и приложить каждую часть с нарисованной на картоне форме.

 

 

Приложение 2

 

 

 

Опубликовано: 13.02.2025