Основы формирования жизнедеятельности детей с общим недоразвитием речи в группе в целях формирования здорового образа жизни

Конференция: Современный детский сад

Автор: Кучукова Галина Алексеевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №67»

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

В дошкольном образовательном учреждении приоритетной задачей работы с детьми является задача укрепления здоровья ребёнка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

О том, что такое здоровье говорится в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

Во все времена для всех народов актуален был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье.

Дошкольный возраст – это уникальный возраст для развития личности, так как именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интенсивное и психическое развитие. Для меня, как педагога дошкольного учреждения важнейшим значением является сохранение, поддержка и развитие физического и психического здоровья дошкольников.

В наше учреждение поступают дети с ограниченными возможностями речевого развития. На протяжении 5-ти лет мною отмечено, что дети имеют в основном 2 и 3 группы здоровья. Такое положение заставило меня искать эффективные пути сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников.

Новыми подходами к здоровьесбережению, я заинтересовалась в работах В.Ф. Базарного, Т.Э.Токаевой, Л.И.Меньшиковой, так как

они отвечают основным требованиям, учитывают возрастные особенности ребёнка, половую принадлежность, подготовительные интересы и способности.

На основе учета заболеваемости детей я составила план самообразовательной работы.

Поставила цель:

– формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в группе посредством организации здоровьесберегающего пространства.

А для достижения данной цели спланировала задачи:

* Создать в группе экологическую и психологическую комфортность образовательной среды;

* Создать безопасную игровую развивающую среду;

* Обеспечить безопасность жизнедеятельности детей;

* Обеспечить условия для укрепления здоровья и закаливания организма дошкольников.

Работу начала с осуществления индивидуального подхода к детям с ослабленным здоровьем путем рациональной организации образовательного пространства в группе. Наряду с региональной программой физического развития «Система» для детей дошкольного возраста Л.Н. Пустынниковой, на которой регламентируется работа по физическому воспитанию в учреждении,

Я использую в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые посвящены изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Считаю, что главное - помочь ребёнку выработать жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить его оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за своё здоровье. Поэтому я организовала в группе щадящую жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни.

Определила принципы в работе по формированию у моих воспитанников здорового образа жизни. Наблюдения за детьми дошкольного и школьного возраста американским физиологом Лоуренсом Морхаусом, позволили ему сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно вертеться и ёрзать, а встав, надо переминаться с ноги на ногу. Этот пример подтверждает исключительную значимость физкультминуток, которые я использую как на занятиях, так и в режимных моментах. Такие движения обеспечивают питание мозга кислородом, способствуют продолжительной концентрации внимания, улучшают работоспособность, не допускают утомления и усталости. В моей картотеке их много, все они систематизированы по алфавиту под названием «Физкультминутки от А до Я».

В течение трех лет с детьми-логопатами каждый день провожу дыхательную «чудо – гимнастику» А.Н. Стрельниковой. Этот вид лечебной гимнастики провожу в комплексе с пальчиковой гимнастикой и артикуляционной. В результате дети моей группы стали меньше болеть. Благодаря гимнастике, у большинства моих воспитанников восстановилось нормальное физиологическое дыхание через нос.

В моей группе хорошо отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными возможностями здоровья ребёнка. В своей работе по оздоровлению детей использую разнообразные здоровьесберегающие технологии:

* «Здоровей-ка в гостях у малышей»

Л.А. Меньшиковой;

* «Методика раскрепощающего обучения»

В.Ф.Базарного;

* «Азбука здоровья»

Т.Э.Токаевой

* «Дыхательная гимнастика»

А.Н.Стрельниковой

Они позволяют отметить мне положительные результаты:

- дети моей группы имеют самый низкий процент простудных заболеваний по дошкольному учреждению;

- у них отсутствуют пропуски, связанные с межсезонными инфекциями, такими как грипп и ОРВИ.

Приём воздушных ванн - наиболее "нежная" и безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн приобщаю детей к систематическому закаливанию. Проводя воздушное закаливание со своими воспитанниками, особое внимание уделяю условиям проведения данных процедур.

Немаловажное значение имеют водные процедуры, для осуществления которых так же придерживаюсь определенных условий. Учет данного вида закаливания ведется в журнале группы «Здоровый ребенок».

Следующий вид закаливания – это организация сна детей.

 

* Организация дневного сна детей без маек, при температуре в спальне не ниже 18 градусов;

* Проведение проветривания спальни перед сном детей не менее получаса;

* Соблюдение тишины со стороны взрослых во время сна детей;

* Организация подъёма дошкольников с помощью пробуждающей зарядки под музыку.

Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов является: крепкий здоровый сон, от которого зависит хорошее самочувствие ребенка, повышение умственной и физической работоспособности.

Одевшись по погоде и с соответствующим настроем моим дошкольникам не страшны никакие простуды, зато новые впечатления гарантированы. Чтобы прогулки принесли им только пользу, я выработала и придерживаюсь соответствующих условий:

* Выход на прогулку с теми детьми, которые быстро оделись, тем самым предупреждая перегревание детского организма;

* Контроль педагога за одеждой детей, соответствующей погодным условиям;

* Регулирование времени пребывания детей на воздухе при температуре не ниже 20 градусов в безветренную сухую погоду;

* Организация двигательной деятельности детей во избежание переохлаждения (подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения);

* Проведение занятия по физической культуре на воздухе один раз в неделю.

В рамках оздоровительной технологии «Здоровей-ка в гостях у малышей» Меньшиковой Л.А. провожу с детьми занимательные занятия – игры по ознакомлению детей с элементарными правилами и навыками сохранения и укрепления детского здоровья, лежащие в основе полезных привычек. Это игры - занятия по ознакомлению со своим организмом: «Кто мы такие?», «Девочки и мальчики», «В гостях у Мойдодыра», «Как сделать руки сильными?», «Переписка с докторами Айболитом и Пилюлькиным», «Чудо овощи» - которые направлены на формирование познаний о себе, приобщение к здоровому образу жизни, выполнение правил личной гигиены и безопасности жизни.

Родители являются моими союзниками в сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Использую такие формы работы с родителями:

* Родительское собрание «Здоровье ребёнка в наших руках»;

* Консультация «Что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?»;

* Папка-передвижка «Закаливать организм можно и продуктами питания»;

* Анкетирование родителей «О здоровье вашего ребёнка»;

* Фото-стенд «Как мы приобщаем детей в детском саду к здоровому образу жизни.

Родители солидарны со мной и понимают, что здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам окружающей среды, устойчивостью к утомлению, социальной и физической адаптированностью.

Таким образом, каждый человек, начиная с дошкольного детства, имеет большие возможности для укрепления, сохранения и поддержания своего здоровья.

Свое выступление мне хочется закончить словами:

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания и здесь

Происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно - здоровое поколение,

То должны решать эту проблему «всем миром»:

Детский сад, семья, общественность».

Опубликовано: 21.06.2015