Музыкальные игры для развития детей раннего возраста
Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО
Автор: Ахметзянова Гузель Ильдаровна
Организация: МБДОУ № 6 «Незабудка»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Логопедическая работа по формированию и коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей представлена в работах А.К. Марковой, Н.С. Жуковой, З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкиной, Г.В. Бабиной и других. Все они указывают на то, что направления коррекционной работы во многом зависят от степени выраженности нарушений слоговой структуры слова конкретного ребенка [4, 15].
Овладение минимумом скоординированных артикуляционных укладов (моторные затруднения), невозможность точной передачи звукового состава слов, и вместе с тем потребность в общении – все это приводит к тому, что ребенок со стертой дизартрией начинает активно пользоваться в своей речи словами-контурами, в которых грубо искажен слоговой состав и присутствуют звуки-субстраты. Существует некая самостоятельность процесса усвоения слогового состава слова по отношению к усвоению отдельных звуков и их включению в структуру слова. Объясняется это связью слогового состава слова с ритмико-интонационной речью.
В настоящее время в практике логопедии представлено множество методик и подходов к коррекции слоговой структуры слова. Но все они имеют примерно одинаковую структуру и этапы работы, которые будут описаны далее.
Перед началом коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию у них слоговой структуры слова, необходимо определить задачи, которые будут решены в ее ходе. Поскольку у детей с ОНР оказываются нарушенными все неречевые процессы, обеспечивающие становление слоговой структуры слова, в первую очередь решаются следующие задачи [18]:
1) Развитие слухового и фонематического восприятия (различения и узнавания на слух неречевых и речевых звуков);
2) Развитие чувства ритма;
3) Формирование пространственных представлений и оптико-пространственного ориентирования;
4) Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции;
5) Развитие соматогнозиса и тактильной чувствительности.
Логопедическая ритмика (логоритмика) – это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействия на слух, память, речь и эмоции детей. Логопедическая ритмика оказывает положительный эффект и ускоряет процесс логопедической коррекции при таких нарушениях, как заикание, тахи –и брадилалия, дизартрия, нарушения моторики (артикуляционная диспраксия) и задержка речевого развития.
Теоретической основой использования логоритмики в занятиях по коррекции речевых нарушений являются следующие положения:
- учение И.П. Павлова о системности и динамическом стереотипе;
- теория иерархической уровневой системы регуляции двигательных функций Н.А. Бернштейна;
- влияния музыкального развития, ритмики и движения на психическое развитие человека, в том числе на речь, описанные в работах Э. Жака-Далькроза, Н.Г. Александровой, Г.А. Волковой [8];
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
1. Совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха [8].
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку; под счет; словесное и стихотворное сопровождение.
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: пальчиковые игры или массаж пальцев; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; стихотворения, сопровождаемые движениями; упражнения, регулирующие мышечный тонус; речевые упражнения без музыкального сопровождения; чистоговорки; речевые и музыкальные игры; различные виды ходьбы и бега под музыку; ритмические упражнения, пение; подвижные игры, драматизации; мимические упражнения; упражнения на релаксацию под музыку.
В процессе коррекционно-образовательной работы важно уделять большое внимание речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения [5].
Таким образом, стертая дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации органов артикуляционного аппарата. При стертой дизартрии часто происходит нарушение овладения слоговой структурой слова, что проявляется в трудности произнесения сложных слов, перестановке слогов, их замене. Занятия логоритмикой позволяют детям овладеть ритмической структурой слова, освоить пространственные представления, сформировать слуховое восприятие и внимание, что позитивно сказывается на процессе развития у них слоговой структуры слова.