Перспективное планирование по речевому развитию в игровой деятельности в старшей группе (Образовательная область «Речевое развитие»)

Конференция: Современный детский сад

Автор: Волкова Татьяна Сергеевна

Организация: МАДОУ д/с № 369

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Цель: развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность; повышение активного словаря детей посредством заучивания, драматизации небольших произведений, стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи: создать условий для успешного развития речи детей через игровую деятельность; развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях; пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;

Сроки реализации: сентябрь 2024 год - май 2025 год.

Материалы и оборудование: иллюстрированные книги, картотеки речевых игр, игрушки, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.
  2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения. -2-е изд., дораб. - М.: Вентана- Граф, 2013. - 272 с.- (Тропинки).
  4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988.- 64с.

Сроки

Вид деятельности, задачи

Дидактический материал и

Сентябрь

1 неделя

  1. Дидактическая игра ««Переезжаем на новую квартиру»»

Цель: учить различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать словарь.

  1. Подвижная игра «Машины»»

Цель: координировать движения со словами, развивать мелкую моторику рук и общую моторику.

Игрушки

  1. неделя
  1. Игровое упражнение «Поиграем в сказку»

Цель: развивать силу голоса.

     2. Театрализованная игра «Кораблик» по сказке В. Сутеева

Цель: учить связно рассказывать сказку, соблюдая ее композицию, выразительно передавать диалоги персонажей

Атрибуты к театрализованной игре

3 неделя

  1. Дидактическая игра «У кого какой предмет?»

Цель: упражнять в умении сравнивать два предметов, одинаковых по названию, по существенным признакам; добиваясь использования в речи прилагательных и называть детали предметов, развитие внимание.

  1. Подвижная игра «Встань ко мне спиной»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

Иллюстрации к игре

4 неделя

  1. Чистоговорка «Проворонила ворона вороненка».

Цель: учить произносить слова и фразы с разной силой голоса, отчетливо произносить звук «р», находить его место в словах.

  1. Театрализованная игра «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: формировать умение пользоваться разными интонациями.

 

Шапочки Лесовичка и лесных животных

Октябрь

1 неделя

 

  1. Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель: развитие у детей слухового внимания

  1. Пальчиковая игра «Наша группа»

Цель: развивать координацию и точность движений руки, ритмичность; развивать речь, воображение и наглядно-образное мышление.

  1. Подвижная игра «Лисонька-лиса»

Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.

Карточки к игре, игрушки, ленточки

  1. неделя

 

  1. Дидактическая игра «Фрукты – овощи»

Цель: дифференциация сходных понятий

  1. Подвижная игра «Ну-ка, мишенька, вставай»

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

Иллюстрации овощей и фруктов

3 неделя

 

  1. Игра-инсценировка по русской народной сказке «Репка» (театр Би-ба-бо)

Цель: учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

  1. Пальчиковая игра с мячиками Су- Джоку «Ёжик»

Цель: развивать координацию и точность движений руки, ритмичность;

развивать речь, воображение и наглядно-образное мышление.

Театр би-ба-бо «Репка», настольная ширма

Мячики Су-Джоку

4 неделя

 

  1. Подвижная игра «Хохлатка»

Цель: Упражнять в выразительном чтении стих-я, закрепить знания о повадках курицы-наседки, учить быть внимательными, действовать по сигналу.

  1. Чистоговорки Звуки /т, ть/

Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса.

 

Текст, иллюстрации

Ноябрь

  1. неделя
  1. Дидактическая игра «В мире растений»

Цель: закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам

  1. Подвижная игра «Как у дяди Трифона»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Иллюстрации

2 неделя

 

  1. Логоритмика «Медвежата»

Цель: Учить детей рассматривать игрушку, рассказывать о ней. Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде, числе и падеже. Развивать мышление, память, умение четко поизносить слова. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами.

     2. Театрализованная игра «Зверята»

Цель: Формировать у детей навыки звукоподражания.

 

Игрушка - мишка

Настольный театр (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)

3 неделя

 

  1. Подвижная игра «Цапля и лягушки»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

  1.      2. Пальчиковая игра с мячиками Су-Джоку «Колечко»

Цель: развивать координацию и точность движений руки, ритмичность;

развивать речь, воображение и наглядно-образное мышление.

 

Шапочки цапли и лягушек

Массажные мячики

  1. неделя

 

  1.      1. Дидактические игры «Новоселье», «Раздели на группы»

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь»

     2. Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал»

крупный строительный материал, машины, подъемный кран, картинки с изображением людей строительной профессии

Декабрь

1 неделя

 

  1. Пальчиковая игра «Помощники»

Цель: развитие мелкой моторики, развивать речевые навыки; развивать логическое мышление, память, внимание

  1. Артикуляционная гимнастика ««Весёлый язычок»

Цель: подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

  1. Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: развитие у детей речевой активность, быстроты мышления

Иллюстрации

2 неделя

 

  1. Подвижная игра «Затейники»

Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.

  1. Чистоговорки Звуки /с, сь/

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с].

Иллюстрации

3 неделя

 

  1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

  1. Пальчиковая игра «У Матрешкиной сестрицы»

Цель: развитие мелкой моторики рук и общей моторики, развитие чувства ритма

Текст, иллюстрации.

4 неделя

 

  1. Подвижная игра «Платок»

Цель: Вызвать желание слушать стихотворения повторно; учить детей правильно произносить звук в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.

  1. Игровое упражнение «Кто как кричит?»

Цель: Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию и речевого слуха.

Платок

Текст, иллюстрации птиц, животных.

Январь

2 неделя

 

  1. Дидактическая игра «Собери цветок из пяти лепестков»

Цель: классификация предметов, обогащение словаря существительными

  1. Пальчиковая игра с эластичными кольцами «Раз –два–три–четыре – пять»

Цель: развитие мелкой моторики, умения согласовывать действия со словами, четко приговорить звуки.

Текст

Эластичные кольца

3 неделя

 

  1. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

     2. Подвижная игра «Два мороза»

Цели: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам,  развивать речь, быстроту реакции,  упражнять в беге.

Текст, иллюстрации, игрушки животных

4 неделя

 

  1. Дидактическая игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: нахождение лишних картинок для данного рассказа

  1. Театрализованная игра "Федорино горе"

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Текст, иллюстрации.

Посуда

Февраль

1 неделя

  1. Дидактическая игра «Подбери слово».

Цель: развитие у детей сообразительности, умение подбирать нужные по смыслу слова

  1. Чистоговорки Звуки /в, вь/

Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса.

Текст, иллюстрации

2 неделя

 

  1. Театрализованная игра «Маша обедает»

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных; воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными.

  1. Артикуляционная гимнастика «Снежинки кружатся»

Цель: активизация вдоха и плавного направленного выдоха

Игрушечные или картонные персонажи; стол с посудой, миска, блюдце

Текст, иллюстрации – снежинки.

3 неделя

 

  1. Подвижная игра на прогулке «Сова»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

  1. Дидактическая игра «Назови четыре предмета»

Цель: упражнение детей в классификации предметов.

Текст, иллюстрации.

4 неделя

 

  1. Логоритмика «Снежный ком»

Цель: Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Создать интерес к образу снеговика. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику. Учить выполнять соответствующие тексту движения.

  1. Пальчиковая игра с мячиками Су-Джок «Мальчик-с-пальчик»

Цель: формирование правильного произношения звуков; развитие умения четко и быстро говорить; развитие мелкой моторики.

Текст, игрушка - снеговик, ширма, доски для лепки, пластилин белого цвета.

Мячики Су-Джок

Март

1 неделя

 

  1. Дидактическая игра «Добавь слова»

Цель: формирование умения составлять распространенные предложения.

  1. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры

2 неделя

 

  1. Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…»

Цель: развивать пантомимические способности, умение менять интонацию.

  1. Дидактическая игра «Подарим маме слова на звук А, а бабушке- на О»

Цель: закреплять умение образовывать притяжательных прилагательных.

  1. Игровое упражнение «Повтори за мной»

Цель: развитие слухового внимания.

Игрушка кошка

3 неделя

 

  1. Дидактическая игра «Кто найдёт 10 предметов, названия которых содержат звук «а»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

  1. Чистоговорки Звуки /м, мь/

Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса.

картинки – схемы.

4 неделя

 

  1. Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

  1.      2. Д/игра (метод моделирования) «Опиши одежду»

Цель: учить детей, используя схемы, описывать одежду.

     3.  Пальчиковая гимнастика «Замок»

Цель: формирование правильного произношения звуков; развитие умения четко и быстро говорить; развитие мелкой моторики.

Атрибуты для с/р игры.

Апрель

1 неделя

 

  1. Подвижная игра «Мишка-лежебока»

Цель: развитие речи, упражнять в беге, учить исполнять главную роль

     2. Чистоговорки Звуки /с, сь/

Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса.

Текст, игрушка – самолет, иллюстрации.

2 неделя

 

  1. Сюжетно-ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, расширить словарный запас детей.

  1. Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Игрушки»

Цель: создать условия для развития речи, творческой деятельности, активизации моторики рук.

Книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Мячики Су-Джоку

3 неделя

  1. Дидактическая игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: нахождение лишних картинок для данного рассказа.

  1. Дидактическая игра «С какого звука начинается твоё имя?»

Цель: развитие фонематического слуха.

  1.      3. Сюжетно-ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Космический корабль и строительный материал, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

4 неделя

  1. Театрализованная игра «Рукавичка»

Цель: работать над выразительностью речи: (темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...)

  1. Пальчиковая игра с эластичными кольцами «Родные братья»

Цель: создать условия для развития речи, творческой деятельности, активизации моторики рук.

Атрибуты для персонажей: дед, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь, собачка.

Май

1 неделя

 

  1. Дидактическая игра «Эхо»

Цель: развитие речевого дыхания.

  1.      2. Чистоговорки Звуки /т, ть/

Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса.

  1. Подвижная игра «Петух»

Цель: закреплять представления о петухе, упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом.

Иллюстрации

2 неделя

  1. Дидактическая игра «Скажи какой, какая, какое?»

Цель: учить детей составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных и прилагательных.

  1. Чистоговорка: В город дорога в гору, а из города с горы.

Цель: Закреплять умения четко произносить слова со звуком «р»

иллюстрации

3 неделя

  1. Театрализованная игра «Смешные стихи»

Цель: развивать чистоту произношения, обращать внимание на интонационную выразительность речи.

  1. Дидактическая игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ.

  1. Дидактическая игра «У кого какой предмет?»

Цель: упражнение в умении сравнивать два предметов, одинаковых по названию, по существенным признакам; добиваясь использования в речи прилагательных и называть детали предметов, развитие внимания

Атрибуты для театрализованной деятельности

4 неделя

  1. Загадки о диких животных и растениях леса.

Цель: учить выразительно рассказывать сказку. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

  1.      2. «Угадай, чей голосок» (развитие речевого слуха).

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений

Текст, иллюстрации животных и растений леса

 

 

Опубликовано: 19.08.2025
Мы сохраняем «куки» по правилам, чтобы персонализировать сайт. Вы можете запретить это в настройках браузера