Перспективное планирование по речевому развитию в игровой деятельности в старшей группе (Образовательная область «Речевое развитие»)
Конференция: Современный детский сад
Автор: Волкова Татьяна Сергеевна
Организация: МАДОУ д/с № 369
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Цель: развитие речи детей, обогащение словарного запаса через игровую деятельность; повышение активного словаря детей посредством заучивания, драматизации небольших произведений, стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи: создать условий для успешного развития речи детей через игровую деятельность; развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях; пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
Сроки реализации: сентябрь 2024 год - май 2025 год.
Материалы и оборудование: иллюстрированные книги, картотеки речевых игр, игрушки, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160с.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения. -2-е изд., дораб. - М.: Вентана- Граф, 2013. - 272 с.- (Тропинки).
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988.- 64с.
Сроки |
Вид деятельности, задачи |
Дидактический материал и |
Сентябрь |
||
1 неделя |
Цель: учить различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать словарь.
Цель: координировать движения со словами, развивать мелкую моторику рук и общую моторику. |
Игрушки |
|
Цель: развивать силу голоса. 2. Театрализованная игра «Кораблик» по сказке В. Сутеева Цель: учить связно рассказывать сказку, соблюдая ее композицию, выразительно передавать диалоги персонажей |
Атрибуты к театрализованной игре |
3 неделя |
Цель: упражнять в умении сравнивать два предметов, одинаковых по названию, по существенным признакам; добиваясь использования в речи прилагательных и называть детали предметов, развитие внимание.
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге. |
Иллюстрации к игре |
4 неделя |
Цель: учить произносить слова и фразы с разной силой голоса, отчетливо произносить звук «р», находить его место в словах.
Цель: формировать умение пользоваться разными интонациями.
|
Шапочки Лесовичка и лесных животных |
Октябрь |
||
1 неделя
|
Цель: развитие у детей слухового внимания
Цель: развивать координацию и точность движений руки, ритмичность; развивать речь, воображение и наглядно-образное мышление.
Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения. |
Карточки к игре, игрушки, ленточки |
|
Цель: дифференциация сходных понятий
Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, развивать речь, воспитывать честность, справедливость. |
Иллюстрации овощей и фруктов |
3 неделя
|
Цель: учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.
Цель: развивать координацию и точность движений руки, ритмичность; развивать речь, воображение и наглядно-образное мышление. |
Театр би-ба-бо «Репка», настольная ширма Мячики Су-Джоку |
4 неделя
|
Цель: Упражнять в выразительном чтении стих-я, закрепить знания о повадках курицы-наседки, учить быть внимательными, действовать по сигналу.
Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса.
|
Текст, иллюстрации |
Ноябрь |
||
|
Цель: закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. |
Иллюстрации |
2 неделя
|
Цель: Учить детей рассматривать игрушку, рассказывать о ней. Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде, числе и падеже. Развивать мышление, память, умение четко поизносить слова. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение двигаться в соответствии со словами. 2. Театрализованная игра «Зверята» Цель: Формировать у детей навыки звукоподражания.
|
Игрушка - мишка Настольный театр (мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь) |
3 неделя
|
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.
Цель: развивать координацию и точность движений руки, ритмичность; развивать речь, воображение и наглядно-образное мышление.
|
Шапочки цапли и лягушек Массажные мячики |
|
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь» 2. Сюжетно-ролевая игра "Строим дом" Цель: расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал» |
крупный строительный материал, машины, подъемный кран, картинки с изображением людей строительной профессии |
Декабрь |
||
1 неделя
|
Цель: развитие мелкой моторики, развивать речевые навыки; развивать логическое мышление, память, внимание
Цель: подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
Цель: развитие у детей речевой активность, быстроты мышления |
Иллюстрации |
2 неделя
|
Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.
Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с'] и [с]. |
Иллюстрации |
3 неделя
|
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Цель: развитие мелкой моторики рук и общей моторики, развитие чувства ритма |
Текст, иллюстрации. |
4 неделя
|
Цель: Вызвать желание слушать стихотворения повторно; учить детей правильно произносить звук в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.
Цель: Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию и речевого слуха. |
Платок Текст, иллюстрации птиц, животных. |
Январь |
||
2 неделя
|
Цель: классификация предметов, обогащение словаря существительными
Цель: развитие мелкой моторики, умения согласовывать действия со словами, четко приговорить звуки. |
Текст Эластичные кольца |
3 неделя
|
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей. 2. Подвижная игра «Два мороза» Цели: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге. |
Текст, иллюстрации, игрушки животных |
4 неделя
|
Цель: нахождение лишних картинок для данного рассказа
Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа. |
Текст, иллюстрации. Посуда |
Февраль |
||
1 неделя |
Цель: развитие у детей сообразительности, умение подбирать нужные по смыслу слова
Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса. |
Текст, иллюстрации |
2 неделя
|
Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных; воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными.
Цель: активизация вдоха и плавного направленного выдоха |
Игрушечные или картонные персонажи; стол с посудой, миска, блюдце Текст, иллюстрации – снежинки. |
3 неделя
|
Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.
Цель: упражнение детей в классификации предметов. |
Текст, иллюстрации. |
4 неделя
|
Цель: Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Создать интерес к образу снеговика. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику. Учить выполнять соответствующие тексту движения.
Цель: формирование правильного произношения звуков; развитие умения четко и быстро говорить; развитие мелкой моторики. |
Текст, игрушка - снеговик, ширма, доски для лепки, пластилин белого цвета. Мячики Су-Джок |
Март |
||
1 неделя
|
Цель: формирование умения составлять распространенные предложения.
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают. |
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры |
2 неделя
|
Цель: развивать пантомимические способности, умение менять интонацию.
Цель: закреплять умение образовывать притяжательных прилагательных.
Цель: развитие слухового внимания. |
Игрушка кошка |
3 неделя
|
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса. |
картинки – схемы. |
4 неделя
|
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Цель: учить детей, используя схемы, описывать одежду. 3. Пальчиковая гимнастика «Замок» Цель: формирование правильного произношения звуков; развитие умения четко и быстро говорить; развитие мелкой моторики. |
Атрибуты для с/р игры. |
Апрель |
||
1 неделя
|
Цель: развитие речи, упражнять в беге, учить исполнять главную роль 2. Чистоговорки Звуки /с, сь/ Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса. |
Текст, игрушка – самолет, иллюстрации. |
2 неделя
|
Цель: расширить кругозор детей, научить детей применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, расширить словарный запас детей.
Цель: создать условия для развития речи, творческой деятельности, активизации моторики рук. |
Книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток. Мячики Су-Джоку |
3 неделя |
Цель: нахождение лишних картинок для данного рассказа.
Цель: развитие фонематического слуха.
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». |
Космический корабль и строительный материал, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты. |
4 неделя |
Цель: работать над выразительностью речи: (темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция...)
Цель: создать условия для развития речи, творческой деятельности, активизации моторики рук. |
Атрибуты для персонажей: дед, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь, собачка. |
Май |
||
1 неделя
|
Цель: развитие речевого дыхания.
Цель: развивать речевое дыхание, развивать навыки управления силой голоса.
Цель: закреплять представления о петухе, упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом. |
Иллюстрации |
2 неделя |
Цель: учить детей составлять описание предмета; упражнять в согласовании существительных и прилагательных.
Цель: Закреплять умения четко произносить слова со звуком «р» |
иллюстрации |
3 неделя |
Цель: развивать чистоту произношения, обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ.
Цель: упражнение в умении сравнивать два предметов, одинаковых по названию, по существенным признакам; добиваясь использования в речи прилагательных и называть детали предметов, развитие внимания |
Атрибуты для театрализованной деятельности |
4 неделя |
Цель: учить выразительно рассказывать сказку. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений |
Текст, иллюстрации животных и растений леса |