Патриотическое воспитание дошкольников: формы и методы работы в ДОУ
Конференция: Современный детский сад
Автор: Лаврик Елена Станиславовна
Организация: ГКДОУ Детский сад №316
Населенный пункт: ДНР, г. Донецк
Аннотация
В статье обоснована актуальность работы по патриотическому воспитанию дошкольников, раскрыты формы и методы работы в ДОУ, как традиционные, так и инновационные. Данная статья направлена на привлечение должного внимания педагогов к организации работы по нравственному, духовному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, духовность, родина, формы, методы, инновационные технологии, дошкольный возраст.
Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Современное российское общество требуют от людей проявления деловых качеств, уверенности в себе, независимости, яркой индивидуальности. В тоже время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной бедности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отстраненность подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Работу по формированию нравственно устойчивой, граждански активной и духовно богатой личности, способной бережно относиться к своей Родине и культуре необходимо начинать именно с дошкольного возраста, т.к. в этот наиболее благоприятный период закладываются основы нравственного, патриотического и духовного воспитания. С ранних лет необходимо начинать формировать у детей осознание своей национальной принадлежности, что они являются частью общества, своего народа, своей страны.
Т.к. современное общество столкнулось с проблемой снижения у людей моральных и духовных ценностей, утратой нравственных ориентиров, начиная с дошкольного возраста, необходимо воспитывать у детей такие качества, как любовь, уважение, ответственность, долг, что поспособствует в дальнейшем формированию гармоничной личности с моральными принципами и активной жизненной позицией.
Современные дети с раннего возраста сталкиваются с огромным потоком информации, не всегда положительной, поэтому важно создать противовес этому влиянию через формирование у ребёнка устойчивых нравственно-патриотических ориентиров в семье и образовательной среде.
Именно в дошкольном возрасте формируются основы мировоззрения, закладываются базовые ценности и чувства. Этот период наиболее восприимчив к эмоциональному и нравственному воздействию, что делает его особенно важным для патриотического воспитания.
ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания дошкольников в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине, Отечестве, культурном наследии нашего народа, об отечественных традициях. Это делает патриотическое воспитание не только актуальной, но и обязательной частью образовательного процесса.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников — важная часть формирования гармоничной личности ребёнка, любви к Родине, уважения к культуре, истории и традициям своей страны. В дошкольном возрасте это должно происходить мягко, ненавязчиво, через положительные эмоции, игры и личный пример взрослых.
Формы работы по теме патриотического воспитания дошкольников должны быть разнообразными, эмоционально насыщенными и соответствовать возрастным особенностям детей. Главная цель — через интересные и понятные детям виды деятельности воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям, истории и культуре своей страны.
Вот основные формы работы, которые эффективно применяются в ДОУ:
- Беседы и тематические занятия позволяют в доступной для ребенка форме объяснить понятия «Родина», «семья», «город», «традиции», «герой» и др. Беседы лучше проводить с опорой на иллюстративный материал.
- Игровая деятельность является ведущим видом деятельности дошкольников, поэтому именно через неё патриотическое воспитание становится особенно эффективным. Можно использовать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольные игры, подвижные игры с народными элементами.
- Художественно-творческая деятельность позволяет выразить чувства, мысли, свои впечатления и переживания через творческую деятельность: рисование, лепка, аппликация, коллективные проекты и панно.
- Чтение и обсуждение художественной литературы помогают детям оценить поступки героев, лучше понять нравственные ценности.
- Знакомство с народными традициями и праздниками способствует формированию у детей интереса к культуре своего народа, уважения к традициям. Вовлечение детей в проведение фольклорных праздников, изготовление народных игрушек, костюмов, прослушивание народных песен, изучение пословиц и поговорок воспитывают устойчивый интерес к народной культуре, вызывают яркий эмоциональный отклик.
- Экскурсии и прогулки позволяют детям познакомиться с родным городом, его достопримечательностями и природой родного края, воспитывают чувство гордости, любовь к малой родине.
- Праздники и тематические мероприятия такие как День Победы, День России конкурсы стихов о Родине проводятся всегда в торжественной, эмоциональной обстановке и оставляют яркие, незабываемые впечатления у детей.
- Личный пример взрослых. Дети копируют поведение взрослых, поэтому воспитателям важно всегда помнить об этом и проявлять уважительное отношение к своей стране, символике, культуре, демонстрировать активную гражданскую позицию и уважение к историческим событиям.
- Работа с родителями. Воспитание патриотизма эффективно только при тесном сотрудничестве ДОУ с семьёй, т. к. семья является основной средой, где у ребенка формируются первичные представления о Родине, её культуре, традициях и истории. Чтобы патриотическое воспитание дошкольников было целостным и эффективным, необходимо выстраивать сотрудничество между педагогами и родителями, вовлекать родителей в образовательный процесс, применять единые подходы, согласованные действия. Необходимо сформировать у родителей осознанное отношение к данному вопросу, повысить их педагогическую грамотность в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Педагоги должны всячески оказывать помощь родителям, вести информационно-просветительскую работу, проводить совместные мероприятия, создать условия, чтобы родитель всегда мог обратиться за помощью. Только при систематической и целенаправленной работе ДОУ с семьей, основанной на партнерских отношениях можно вырастить поколение, которое будет уважать свою Родину, её историю и культуру.
Для более успешной и эффективной работы, наряду с традиционными методами в дошкольных учреждениях широко применяют инновационные технологии, которые направлены на то, чтобы преобразить и дополнить традиционные формы работы, сделать их более эффективными, интересными, интерактивными и понятными детям, помочь развить эмоциональный интеллект дошкольников. Сегодня важно не просто передавать знания, а формировать эмоционально-ценностное отношение к Родине, её культуре и истории через активное участие и личный опыт ребёнка.
Инновационные методы и подходы отвечают требованиям ФГОС ДО предъявляемых к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ, которая должна быть развивающей, вариативной, ориентированной на личностное развитие ребенка.
К инновационным методам и подходам относятся такие технологии:
1. Проектная деятельность, которая развивает познавательный интерес, исследовательские навыки, инициативность, чувство коллективизма, ответственность. Метод, благодаря которому дети под руководством педагога и с участием родителей исследуют и представляют тему, связанную с Родиной, её символикой, традициями, воинами-героями, знаменитыми людьми нашего края. Например «Солдаты моей семьи», «Путешествие по России», «Культурные традиции народов России» и т.д.
2. Игровые технологии нового поколения, в ходе которых развивается самостоятельность, коммуникативные навыки, интерес, вовлечённость. Использование современных форм игровых методик, таких как: Квест-игры («Путешествие по родной стране», «В поисках героев»), интерактивные настольные и цифровые игры на патриотическую тематику, сюжетно-ролевые игры нового формата (с элементами театрализации, моделирования и обыгрывания ситуаций).
3. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) развивают зрительное восприятие, познавательный интерес к теме, мотивацию к обучению. Дозированное, продуманное и грамотное использование цифровых средств помогает сделать материал более ярким, насыщенным, наглядным, эмоциональным и запоминающимся. Детям можно показать видеоролики, презентации о символах страны, праздниках, героях, виртуальные экскурсии по музеям, памятникам, городам России, провести интерактивные викторины и обучающие игры.
4. Технология «Сказкотерапия» развивает эмпатию, морально-нравственные качества, ценностное восприятие. Через народные и авторские сказки можно донести до детей идеи справедливости, мужества, уважения к старшим, любви к Родине.
5. Технология «Портфолио патриота» развивает личную ответственность детей, гордость за себя и свою семью, внимание, память. Индивидуальные или групповые портфолио, в которые входят рисунки, фото, рассказы на тему Родины, семейные реликвии, героические истории о членах семьи, достижения ребёнка, семьи, связанные с патриотическими проектами.
6. Театрализованная деятельность развивает эмоциональное восприятие, творческое самовыражение, коммуникативные навыки, чувство коллективизма. Используются инсценировки, драматизации, мини-спектакли на историко-патриотические и культурные темы.
7. Медиа-проекты и детская журналистика развивает познавательную активность, исследовательские и коммуникативные навыки. Совместное с педагогом или родителями создание детских газет с патриотической тематикой, фотоальбомов «Моя Родина», «Моя семья», видеороликов «Путешествие по родному городу» и т.д.
8. Технология «Эмоционального погружения» развивает эмпатию, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, сопричастности. Создание специальных ситуаций, в которых ребёнок проживает различные события через определенную атмосферу (музыку, оформление, костюмы), ролевую позицию (напр., участник парада, солдат, путешественник), визуализацию и переживание (просмотр видео, чтение писем фронтовиков, рассказы о родственниках).
9. Интеграция образовательных областей развивает системное восприятие, целостное представление о Родине. Создание междисциплинарных тематических недель, дней или циклов занятий на патриотическую тему.
Инновационные технологии воспитания патриотизма у дошкольников позволяют не просто дать знания, а создать условия для личного переживания, эмоционального отклика и формирования устойчивых нравственных качеств, таких как любовь к Родине, уважение к её истории, героям, природе и культуре.
Таким образом, разнообразные формы и методы работы в современных ДОУ помогают решить задачи патриотического воспитания и направлены на формирование у детей чувства принадлежности к своей Родине, воспитание уважительного отношения и любви к ней, ее ценностям и традициям. В последние годы наблюдается постепенное возрождение интереса к народной культуре, родному языку, истории, поэтому начиная работу по патриотическому воспитанию с дошкольного возраста, мы закладываем фундамент для воспитания будущего гражданина и патриота, инвестируем в будущее нашего общества, стабильность, преемственность поколений.
Список литературы:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие/Н.В. Алешина. – Москва: ЦГЛ, 2008. – 252 с.
- Бугаева О.Б. Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников/О.Б. Бугаева// Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 11 (48). – С. 10-13.
- Дыбина О.В. ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет/О.В. Дыбина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010. – 78 с.
- Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности/Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова. – Волгоград: Учитель, 2020. – 114с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в редакции Приказов Минпросвещения России от 21.01.2019 №31, от 08.11.2022 №955. – Москва: ТЦ Сфера, 2024. – 48с.
БЕСПЛАТНЫЕ семинары

