Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Конференция: Современный детский сад

Автор: Тырышкина Альфия Наильевна

Организация: МБДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абаза

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций. В современной жизни мы все меньше отводим внимание наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и культурных традиций.

К одним из основных направлений своей работы с детьми я отношу приобщение к русской народной культуре, главной целью которого является развитие

духовно-патриотических чувств дошкольников.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное патриотическое воспитание.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании детей, а также любви и гордости за свою страну.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.

Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении патриота.

В современной жизни мы всѐ меньше отводим внимание наследию русского народа, имеющего поистине несметные богатства в области народного творчества и

культурных традиций.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой (матрешка, дымковская, филимоновская и др.), такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира?

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Поэтому мной был организован и проведен проект «Русская матрешка».

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Цель проекта: Создание условий для приобщения детей к традиционной отечественной культуре, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1 Познакомить с историей матрешки как народного промысла.

2 Создать условия для развития умения детей составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.

3 Способствовать обогащению кругозора детей об игрушке как образе материнства, семьи.

4 Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

5 Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

6 Обогащать словарь детей.

7 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Описание проекта:

Работая над этим проектом, я хотела расширить круг представления у детей о разнообразии этой игрушки, дать исторические сведения, приобщить к красоте народно-прикладного искусства. Целенаправленное ознакомление с русской народной игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

Этапы реализации проекта.

На подготовительном этапе я определила цели и задачи проекта. Подбирали методическую литературу по теме: стихи, рассказы о матрешке; иллюстрации. Разрабатывали тематические беседы о матрешках. Подбирали художественную литературу, презентации об изготовлении матрешек о том какие матрешки бывают (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская, авторская), также музыкальный репертуар для прослушивания.

Определила участников проекта – дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Внутри данного проекта были организованы индивидуальные (мини-проекты) с родителями.

В которых родители вместе с детьми по желанию изготавливали матрешек, учили стихи о матрешках, частушки, загадки. Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, приносили деревянные матрешки).

Весь этот материал был использован мной во время проведения проекта.

 

На основном этапе реализация проекта проходила через разные виды деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность.

Проводили организованную образовательную деятельность по темам «Откуда появилась матрешка?» - где дети знакомились с историей матрешки. «Матрешка-как символ семьи» «Русские посиделки» - создавали условия для развития. интереса у детей к народному творчеству, девочки наряжались в костюмы матрешек вместе с воспитателем, водили хоровод. Сравнивали матрешек в хакасском костюме и в русском.

Беседы по теме «Матрешка-национальное культурное наследие России». Просматривали презентации о появлении первой матрешки в разных районах России, о том ка изготавливают матрешку. Изучали свойства дерева (экспериментирование).

Коммуникативная деятельность.

Составляли творческие рассказы о матрешке, которую дети сделали вместе с родителями (из чего делали, как делали). Читали стихи, загадки о матрешке. Разучили стихотворение Л. Некрасовой «Веселые матрешки»

Продуктивная деятельность

Рисовали матрешке платьице, клеили бусы для матрешки, лепили посуду. Украшали фартук матрешке, используя природный материал (семенами)

Музыкально-художественная деятельность

Сотрудничали с музыкальным руководителем: разучили танец «Мы-веселые матрешки»

Прослушивали русские народные песни, частушки о матрешках.

Игровая деятельность.

Изготовили дидактические игры «Собери матрешку», «Посчитай матрешек», «Найди такую же». Разучили пальчиковую игру.

На заключительном этапе была оформлена детско-родительская выставка «Семейная матрешка»

В ходе проекта у детей обогатились знания о русском народном прикладном творчестве, об истории возникновения куклы матрешки на Руси, о разновидностях матрешек. Дети и родители с интересом принимали участие в образовательном проекте, охотно взаимодействовали со всеми участниками проекта.

 

Литература:

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005,205с.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300с.

С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003,192с.

Опубликовано: 30.06.2015