Сторителлинг как современная педагогическая технология речевого и коммуникативного развития детей в современном ДОУ
Конференция: Современный детский сад
Автор: Квач Анна Алексеевна
Организация: ГК ДОУ Детский сад № 316
Населенный пункт: ДНР, г.о. Донецк
«Современные дети требуют современных идей. Если мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Аннотация: Данная статья посвящена изучению возможностей сторителлинга как эффективного педагогического инструмента для развития речевых и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО и ФОП ДО. В работе представлено описание различных форм и методов применения сторителлинга в образовательном процессе ДОУ, представлены виды сторителлинга и историй, алгоритм внедрения технологии в образовательный процесс ДОУ. Кроме того, разработан комплекс методических советов и рекомендаций, предназначенных для педагогов, стремящихся эффективно использовать эту технологию в своей практике.
Ключевые слова: сторителлинг, дошкольное образование, развитие речи, коммуникативные умения. инновационные технологии, виды сторителлинга.
В эпоху стремительной цифровой трансформации, когда всё больше гаджеты входят в жизнь людей, появляется доступ к огромным массивам визуальной информации, проблема развития речи у дошкольников приобретает особую остроту. Педагоги всё чаще подчёркивают снижение интереса к устному повествованию, трудности в построении связных высказываний и обеднение словарного запаса у детей. Это обусловлено тем, что активное использование цифровых устройств влечет за собой ослабление живой коммуникации и недостаток практики в осмысленном словесном выражении собственных мыслей и впечатлений [1].
В контексте модернизации дошкольного образования и внедрения ФГОС ДО и ФОП ДО, перед педагогами ставится задача поиска эффективных подходов к развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Акцент делается не только на расширение словарного запаса и грамматически правильной речи, но и развитие выразительности, умения общаться и взаимодействовать с окружающими. Это требует от педагогов применения инновационных технологий, направленных на восстановление ценности живого слова, стимулирование воображения, развитие эмоционального интеллекта и формирование умения выстраивать логические цепочки.
В современном образовании сторителлинг выступает одним из наиболее перспективных и действенных методов развития речи и коммуникации у дошкольников. Эта инновационная технология, основанная на рассказывании историй, позволяет активизировать познавательную деятельность, стимулировать воображение и развивать эмоциональную сферу ребенка. Сторителлинг способствует формированию навыков связного повествования, обогащению словарного запаса, развитию грамматически правильной речи и умению выражать свои мысли и чувства. Кроме того, рассказывание историй развивает коммуникативные навыки, умение слушать и слышать других, сопереживать и понимать различные точки зрения.
Таким образом, использование сторителлинга в дошкольном образовании является актуальным и востребованным подходом, способствующим комплексному развитию речи, коммуникативных и интеллектуальных навыков, необходимых для успешной социализации и формирования функциональной грамотности ребенка. Тема речевого и коммуникативного развития дошкольников привлекает внимание как российских, так и иностранных ученых. Среди российских исследователей заслуживают внимания труды Л. С. Выготского, Н. Е. Вераксы, А. А. Леонтьева, Е. О. Смирновой, О. С. Ушаковой, которые подчёркивают, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с его деятельностью и общением со взрослыми и сверстниками [1; 5]. К. Д. Ушинский подчеркивал, что визуальные материалы дети воспринимают и запоминают лучше, чем текстовую информацию. В настоящее время педагоги уделяют внимание таким современным технологиям как сторителлинг, мнемотехника, технология развития диалогического общения. О. И. Давыдова обратила внимание на преимущества сторителлинга в работе с дошкольниками и раскрыла возможности этой технологии [2]. Многие российские педагоги считают, что сторителлинг — эффективная технология неформального обучения [5, 6]. Зарубежные учёные акцентируют внимание на психологических аспектах этой технологии: развитие эмпатии, способности к самоидентификации и пониманию мотивов поступков других людей через сюжетную структуру рассказа [7]. Исходя из этого можно сделать вывод, что сторителлинг является универсальной педагогической технологией, интегрирующей речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Целью статьи является раскрытие педагогического потенциала технологии сторителлинга в развитии речи и коммуникативных способностей дошкольников, описание форм и приёмов её реализации в практике ДОУ, разработка методических рекомендаций для педагогов.
Термин «сторителлинг» (в переводе с английского расскажи историю) пришёл в образование из бизнеса. Дэвид Армстронг в 1992 году в одной из своих книг упомянул о нём как методе распространения знаний посредством повествования и как действенный инструмент для налаживания связей как с внешним миром, так и внутри компании. Армстронг считал, что личные истории легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга, а обучение на примере конкретных ситуаций способствует более продуктивной работе [7]. В русском языке есть синоним сторителлинга «сказительство» - использование сказаний, искусство увлекательного рассказа с целью передать следующим поколениям свои верования, традиции, культурные и прочие ценности. В сфере дошкольном образовании сторителлинг выступает как метод, способствующий созданию живых и запоминающихся историй с интересным главным героем и построен по определённой схеме. Он нацелен на решение задач воспитательного, развивающего и обучающего характера. В условиях ДОУ сторителлинг может принимать разные формы: от рассказов воспитателя и детей до сочинения и пересказа сказок, демонстрации сценок, создания коллективных повествований, театрализации, использования визуальных средств и игр. Чтобы история осталась в памяти ребенка надолго, важно правильно акцентировать внимание и заинтересовать его.
Цель использования сторителлинга в образовании состоит в том, чтобы через истории помогать ребенку познавать мир, усваивать нормы общения, развивать эмпатию и умение выражать свои мысли, а также понимать чужие эмоции. История служит инструментом социализации, развития речи, воображения и эмоционального интеллекта. Для дошкольников рассказ – это не просто источник информации, а уникальный способ взаимодействия с окружающим миром, в котором ребенок чувствует себя творцом и исследователем. Эффективность сторителлинга особенно заметна в интегрированных занятиях, проектной и игровой деятельности, а также в индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, где объединяются различные виды поддержки.
В зависимости от образовательных задач и возраста детей, педагоги применяют разнообразные формы сторителлинга:
Классический – это устное изложение истории, где педагог или ребенок использует интонацию, мимику и жесты для передачи сюжета. История может быть основана на реальных или вымышленных событиях, близких детскому восприятию. Эта форма особенно хороша для работы с младшими и средними дошкольниками, поскольку развивает слуховое восприятие, воображение и навыки пересказа
Активный – в этом формате педагог задает общую концепцию рассказа, определяя его проблематику и задачи, а дети становятся активными участниками повествования. Они могут продолжать сюжет, добавлять детали или воплощать его в ролевых играх. Иллюстрации, комиксы и интеллект-карты могут быть полезными опорами. Эту форму рекомендуется использовать со старшими дошкольниками, поскольку она развивает самостоятельность, творчество и коммуникативные навыки.
Цифровой (с умеренным использованием) – этот вид предполагает использование современных мультимедийных технологий, таких как презентации, короткие видеоролики, анимация и инфографика. Такой подход помогает визуализировать материал и делает обучение более наглядным и интересным.
Каждая форма сторителлинга способствует развитию речи и обогащению словарного запаса, формируя умение выражать эмоции и общаться со сверстниками. Использование этой технологии в разных форматах позволяет педагогам гибко адаптировать образовательный процесс к потребностям и интересам детей.
Для успешного внедрения этой технологии в обучение важно учитывать структуру рассказа:
Вступление – краткое введение, определяющее основную проблему или ситуацию, требующую решения. Начало должно привлечь внимание ребенка, вызвать эмоциональный отклик и побудить к размышлению. Важно не давать готовые ответы, а просто обозначить конфликт или задачу. Рекомендуется начинать с обращения от первого лица: «Хочу рассказать, как однажды…», «Послушайте, что со мной случилось…», «В одном городе жила девочка…». В этой части также описываются главный герой, место действия и условия, в которых происходят события.
Развитие событий – здесь раскрывается основное содержание рассказа. Повествование становится динамичнее, меняются характеры и мотивы персонажей. В этой части необходимо устанавливать причинно-следственные связи и акцентировать внимание на взаимодействии героя с окружающим миром, возникающих трудностях и способах их преодоления.
Кульминация – самый напряженный момент истории, привлекающий внимание слушателей и вызывающий эмоции. Ситуация достигает критической точки, требующей решения. В этот момент герой должен сделать выбор или найти неожиданные решения.
Развязка (заключение) – краткая и содержательная часть, которая подводит итог, формулирует основную идею или мораль, но без излишних наставлений. Здесь осмысляются события и формируются собственные выводы.
Четкая структура рассказа способствует развитию речевых навыков и мышления, формирует у дошкольников умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию, облегчает запоминание и воспроизведение текста, развивает логическое и образное мышление.
Интеграция сторителлинга в образовательный процесс предполагает системный подход и планомерность действий. Результативность данного метода в значительной степени определяется грамотной организацией всех этапов, начиная с подготовки и заканчивая итоговой оценкой полученных результатов. Пример занятия с использованием этапов реализации сторителлинга.
Тема: «Как однажды потерялся дождик» (средняя группа (4–5 лет))
Цель: развитие речи, богатой образами, фантазии, эмоциональной выразительности и навыков коммуникации посредством технологии сторителлинга.
Задачи: формировать последовательность сюжетного построения истории; обогащать словарный запас по теме «явления природы»; совершенствовать умения сотрудничества и общения; стимулировать эмоциональную восприимчивость.
Материалы: кубики историй (6 штук), карточки с изображением эмоций, негромкое музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Подготовительный этап – элементы артикуляционной гимнастики, дыхательная гимнастика, нейрогимнастика.
Создание мотивации – педагог рассказывает о встрече с виноградной улиткой, разыскивающей дождик. («Ребята, сегодня утром со мной приключилась необычная история»). Выслушивает предположения детей о том, как помочь улитке. Совместно приходят к заключению, что нужно придумать историю о том, где мог потеряться дождик. Воспитатель предлагает детям воспользоваться кубиками историй для создания повествования. Дети изучают кубики, озвучивают картинки, обсуждают, где может находиться дождик и причины его пропажи.
Создание истории – воспитатель начинает рассказ (Однажды дождик захотел напоить лес, но …), дети по очереди бросают кубики, добавляя в повествование элементы, соответствующие выпавшим картинкам. Педагог помогает выстраивать логическую взаимосвязь между событиями: кто главный герой, в каком месте он оказался, что случилось.
Презентация – рассказывание истории с использованием интонации, мимики и жестов.
Рефлексия – обсуждение поступков персонажей, чувств (Что испытал дождик, когда заблудился? Почему важно оказывать помощь друзьям? Чему нас научила эта история?), выводы о правилах поведения в данной ситуации.
Результат: Дети активно участвуют в рассказывании, проявляют инициативность, используют новые слова, тренируются в выражении эмоций и взаимодействии друг с другом.
Чтобы сторителлинг приносил пользу в образовании, важно не просто заинтересовать ребят повествованием, а установить связь между рассказом и задачами обучения.
Вот рекомендации педагогам ДОУ по созданию эффективных историй:
Создание захватывающей истории для детского сада - это искусство, требующее особого внимания к деталям и понимания детской психологии. Не бойтесь экспериментировать с формой и структурой рассказа. Вводите интерактивные элементы: вопросы детям, паузы для размышлений, предложения повторить за вами короткие фразы или звуки. Это вовлечет детей в процесс и сделает историю более динамичной и запоминающейся.
Не забывайте о визуализации. Описывайте место действия, персонажей и события ярко и образно, так, чтобы дети могли живо представить себе происходящее. Используйте богатый язык, но избегайте сложных конструкций и непонятных слов. Обратите внимание на темп и ритм повествования. Чередуйте быстрые и медленные фрагменты, чтобы удержать внимание детей и создать нужное настроение.
Музыкальное сопровождение также может значительно усилить эффект от истории. Инструментальные вставки, звуки природы или веселые песенки помогут создать атмосферу и оживить рассказ. Главное, чтобы музыка не отвлекала от основного сюжета, а гармонично дополняла его.
Помните, что здесь важно доверие детей. Рассказывать историю следует с энтузиазмом и удовольствием. Делитесь своими эмоциями, жестикулируйте, меняйте интонацию голоса – все это поможет вам установить контакт с маленькими слушателями и подарить им незабываемые впечатления. Помните, что каждая ваша история - это маленький вклад в развитие и воспитание будущих поколений.
Перед тем, как приступить к сочинению историй, полезно проводить устные игры, например, «Снежный ком», «Продолжи предложение», «Отправляемся в поход», «Что общего?», «Правда – ложь» и другие, которые стимулируют расширение словарного запаса и развитие творческого мышления.
Внедрение сторителлинга в практику дошкольных учреждений возможно посредством различных методик:
"Кубики историй" - игра, в которой дети, бросая кубики с изображениями, импровизируют, создавая повествование, опираясь на выпавшие картинки. Цель игры – бросай и рассказывай. Используется несколько вариантов игры. Эта игра стимулирует креативность речи, умение работать в команде, а также развивает навыки публичных выступлений.
Карты Проппа, представляющие собой набор карточек с элементами сказочной структуры, помогают детям создавать собственные истории, облегчают пересказ и улучшают запоминание информации.
Конверт-доска, являясь плоскостным изображением на заданную тему, позволяет детям визуализировать сюжеты с помощью символов, делая истории более наглядными.
Интеллект-карты представляют собой схемы, наглядно демонстрирующие структуру повествования, что способствует систематизации информации и делает процесс обучения более увлекательным.
Все эти методы повышают мотивацию к устной речи, углубляют понимание структуры текста, развивают логическое мышление, способствуют развитию предпосылок функционального анализа.
Внедрение сторителлинга в учебный процесс дошкольного учреждения влечёт за собой ряд преимуществ: разнообразие занятий, интеграция различных видов детской деятельности (игровой, речевой, познавательной, художественной), заинтересованность детей и экономичность. Легкость запоминания, рост интереса к рассказыванию, обогащение речи и развитие когнитивных процессов, что и приводит к формирование предпосылок функциональной грамотности. Становятся заметны изменения в поведении детей: развитие социально-коммуникативных навыков, усиление познавательной мотивации, развитие эмпатии и повышение культуры общения. Сторителлинг укрепляет связь семьи и ДОУ в творческой и проектной деятельности.
Для результативного внедрения сторителлинга важно учитывать возрастные особенности и интересы детей, создавать условия для творчества и инициативы с использованием визуальных средств (кубики, карты, интеллект-карты), активно вовлекать их в создание историй, обеспечивая комфортную атмосферу, поощрять фантазию, развивать навыки самоанализа и привлекать родителей.
Сторителлинг – это современный педагогический инструмент, гармонично сочетающий речь, мышление, игру и эмоции, который способствует развитию речевой активности, воображения и коммуникативных качеств дошкольников и отвечает требованиям ФГОС ДО. Применение игровых форм сторителлинга делает образовательный процесс насыщенным, эффективным и увлекательным.
Список литературы:
- Веракса, Н. Е. Развитие речи в контексте современного дошкольного образования / Н. Е. Веракса. //Вестник МГПУ. – 2022. – №3. – С. 45–52.
- Давыдова, О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми — сторителлинг» / О. И. Давыдова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2017. — №4. — С. 18–24.
- Русаков, А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки: Сборник / Составитель А. С. Русаков – Изд. 2-е. – СПб.: Образовательные проекты, М.: Обруч, 2015. – 192 с.
- Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гриф МО РФ / О. С. Ушакова. - М.: Владос, 2022. - 128 c.
- Петрушкова, Е. А. Использование технологии «сторителлинг» в развитии речи у детей дошкольного возраста / Е. А. Петрушкова // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н. Экс. Т). - 2023. - Т. 9. - № 1 (21). - С. 40-47.
- Федорова, С. В. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста / С. В. Федорова, А. А. Блинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 515-518. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42606.(дата обращения 15.10.2025)
- Симмонс А. Сторителлинг как использовать силу историй / Аннет Симмонс; пер. с англ. Александра Анваера. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013 [т.е. 2012]. — 269
Бесплатные

