Метод проектов в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Конференция: Современный детский сад
Автор: Жукова Татьяна Олеговна
Организация: МБДОУ №46 «Снегири»
Населенный пункт: Красноярский край, г . Канск
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Проектная деятельность имеет следующие особенности: проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием; участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование; проектная деятельность имеет адресный характер.
В практике работы нашего дошкольного учреждения метод проектов используется несколько лет. Переход на данный метод проходил постепенно и был обусловлен включением в детскую деятельность проблемных ситуаций, детского экспериментирования, организации тематических и комплексных занятий, активной совместной деятельности и, как правило, осуществлялся по следующим этапам: занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования, комплексные блочно-тематические занятия, интеграция (частичная, полная).
В рамках тематической недели в группе была организована проектная деятельность, участниками которой стали воспитатели, воспитанники группы и их родители. Основная цель проекта - расширение знаний детей о способах и условиях выращивания зеленого лука на подоконнике. В список задач вошли следующие пункты:
Для работы с детьми.
1. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста лука.
2.Фиксировать представления детей об изменениях роста и развития растения в разных условиях.
3. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
4. Развивать познавательный интерес и экологическую культуру через практическую опытно-экспериментальную деятельность: выращивание лука на перо в комнатных условиях, наблюдения за ростом растений, чтение художественной литературы, непосредственно образовательную деятельность, беседы о значении лука для здоровья человека.
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Воспитывать бережное отношение к растениям и результатам своего труда.
Для работы с родителями.
1. Привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
Для педагога.
1. Координировать деятельность всех участников проекта по его реализации.
2. Сформировать предметно-развивающую среду, организовать образовательное пространство для успешной реализации проекта.
При разработке проекта определили 4 этапа.
На первом этапе:
- подбор художественной литературы, мультфильмов;
- систематизация имеющегося в дошкольном учреждении наглядного и игрового материала по заданной теме: предметные картинки, фотографии, дидактические игры;
- совместно с родителями подготовка оборудования и материалов для посадки лука;
- совместно с детьми определение и подготовка места для посадки и выращивания лука.
Реализация второго этапа была направлена на практико-ориентированную деятельность с детьми, которая включала:
- беседы «Что мы знаем об овощах», «Полезная пища», «Витамины для детей», «Посадка лука»;
- чтение художественной литературы: сказки «Три братца», «Луковая семья»;
- просмотр мультфильмов: «Чипполино», «Лук» из серии «Лунтик»;
- организация игровой и непосредственно образовательной деятельности (дидактические игры: «Узнай на вкус», «Где растет», «Что лишнее»; «Бабушкин огород»);
- продуктивная деятельность: лепка «Я вырастил лучок», конструирование из прищепок.
На основном этапе:
- посадка лука (совместно с детьми рассматривали лук и рассказывали, как за ним надо ухаживать, формируя тем самым представления детей о
необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста лука. Воспитанники с интересом и желанием рыхлили землю, сажали лук, бережно его поливали);
- наблюдение и фиксация изменений в росте перьев (каждый день дети поливали лук и наблюдали за изменениями в росте, каждые 3 дня эти изменения фиксировались в «Дневнике наблюдения», завершился основной этап сравнением результатов и итоговой беседой, где вместе с детьми делали выводы (где быстрее пророс лук: в воде или в земле), вспоминали и повторяли, что делали и как ухаживали за луком).
Четвертый этап проекта - заключительный.
Оформление фотовыставки «Как мы вырастили лук»; выставка поделок «Луковая семья» (дети и родители).
Самое показательное и главное, на мой взгляд, это практический результат реализации проекта – это сбор первого урожая – зелёных перьев лука и употребление его на обед.
Это еще раз подтверждает мое убеждение, что работа в проектном режиме – это интересно, познавательно и результативно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я № 2, 2006.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001.