Утомление как причина плохого поведения

Конференция: Современный детский сад

Автор: Этман Татьяна Ивановна

Организация: ФГБОУ ВПО БГПУ им М. Акмуллы

Населенный пункт: Башкирия, г. Белебей

Введение

Всё чаще от родителей можно услышать такой вопрос: «Почему ребёнок ведёт себя плохо?». Это проблема, которую необходимо решать. В отношении причин утомления следует отметить чрезмерную нагрузку на нервную систему, сильные стрессы, возрастные кризисы и т. д. Но чаще всего причина изменения поведения ребёнка кроется в другом, просто это усталость, утомление, переутомлении.

Утомление знакомо каждому из нас. Переутомление нервной системы ребёнка отрицательно сказывается на развитии, здоровье и поведении. Для его предупреждения нужна лишь смена деятельности, то есть профилактика. Зная причины возникновения переутомления, можно устранить их и наслаждаться жизнью.

Основная часть.

В условиях дошкольного воспитания и образования необходимо проводить работу по охране нервной системы наших воспитанников, так как её перенапряжение ведёт к возникновению различных расстройств.

Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников и младших школьников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные изменения в мышцах.

Основное, что отличает нервную систему ребёнка от взрослого – недостаточная морфологическая зрелость, что создаёт предпосылки её быстрой истощаемости. Это делает нервную систему особенно чувствительной и ранимой. Быструю утомляемость, которая происходит в процессе истощения нервных клеток, важно предупредить.

 

 

Утомление – это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребёнка. Оно сопровождается ощущением усталости. Это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль, сигнализирующее о приближении биологических изменений в организме, вследствие перезатрат энергии.

Субъективно, утомление – это неприятные, а иногда болезненные ощущения, общее ухудшение самочувствия, желание уменьшить нагрузку или вовсе прекратить её. Может возникнуть ощущение тяжести в голове, мышцах, наблюдается слабость и разбитость.

Утомление может возникнуть не только вследствие умственных перегрузок, но и в ряде других случаев: недосыпания, несоответствия физических и интеллектуальных нагрузок, длительных отрицательных эмоциях и стрессов. Ухудшается внимание, память, мышление, теряется интерес к окружающему и т. д. В данном состоянии человек не может быстро перестроиться с одного вида деятельности на другой, его лабильность и гибкость понижены.

Как физическое, так интеллектуальное и психическое утомление может иметь разную степень выраженности.

Великий русский физиолог И. М. Сеченов установил, что во время труда и после него, утомление снимается не полным покоем, а активным отдыхом. И.М. Сеченов ввёл принцип «активного отдыха» - чередование работающих органов как способа повышения труда, с последующим физиологическим обоснованием.

Если ребёнок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции, как следствие - пассивное настроение и подавленный вид. Для избегания переутомления необходимо соблюдать режим, подходящий именно для вашего ребёнка. Чтобы выработать такой «личностно – ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребёнку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. п. Внимательным родителям это сделать несложно.

Признаки утомления и усталости могут проявляться по – разному:

-подавленное настроение;

-медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

-трудности с засыпанием: бессонница, кошмарные сновидения;

-капризы, беспокойство, раздражительность;

-нарушения в координации движений, особенно рук;

-снижение скорости зрительно - моторной реакции;

- возникающие несвойственные ребёнку агрессивные действия;

-понижение устойчивости к различным инфекциям;

-отсутствие интереса к работе.

Кроме того у каждого ребёнка есть, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребёнок может сесть в уголок, смотреть «в себя», появляются круги под глазами. Установить хроническое утомление можно только по совокупности признаков этих состояний, а не по одному из них, пусть даже и очень выраженному.

Наиболее часты следующие причины утомления:

-чрезмерная нагрузка на нервную систему;

- нарушение суточного режима;

-недостаток сна - одна из главных причин;

-неправильное питание;

-недостаточное пребывание на свежем воздухе;

- несоблюдение режимных моментов;

-однообразная, монотонная деятельность;

-нарушение двигательной активности.

Переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого – педагогической, а порой медицинской помощи. Оно может привести к проблемам развития (страхи, неврозы, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.).

Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематическом повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление – это уже пограничное состояние с заболеванием. Затяжное, хроническое утомление – свидетельство того, что нарушены жизненные процессы, страдает способность ребёнка проявлять себя и действовать.

Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение, сохранение черт, присущих конкретному ребёнку в спокойном, бодром состоянии – признаки отсутствия у ребёнка утомления или переутомления.

Организм – независимый, саморегулирующийся и самосохраняющийся источник энергии. Наличие признаков утомления снижает выработку соответствующей реакции на происходящие, текущие события, реакцию на

 

изменяющиеся условия окружающей среды. Встречаясь с трудностями, ребёнок не прилагает определённых усилий для их преодоления, происходит

 

ослабление нервной системы. Уныние, отсутствие или ограниченность интересов, вялотекущий образ жизни сказываются на познании окружающего, появляется неуверенность и пассивность.

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшением общего состояния являются физические упражнения, динамические паузы. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих, из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Для профилактики переутомления необходимо учитывать, что любая нагрузка (психическая, умственная, физическая) должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям человека. Ведите здоровый образ жизни, так как здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, окружающей среды.

Существует много способов борьбы с утомлением. Поднять свой энергетический уровень можно простыми и эффективными приёмами: лечением музыкой (включайте и слушайте или танцуйте), ароматерапией (тёплые ванны с ароматами трав), дыхательной гимнастикой и другими.

Скажите «нет!» всему, что вас огорчает. Пусть радость войдёт в вашу жизнь.

Заключение.

Проблема утомления считается актуальной, общебиологической, представляющей огромный интерес и практическое значение.

Физически развитый, крепкий ребёнок не только меньше подвержен различным заболеваниям, но и успешнее развивается психически, интеллектуально.

« Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение к своему организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание».

(В.А. Сухомлинский)

Литература:

1. Справочник педагога – психолога 02, 2012.

2. В.А. Иванченко «Как победить усталость»ISBN:5-9287-0892-0 Изд.: Лабиринт Пресс, 2005.

3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебное пособие

для студентов сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., стереотип. -М.: изд. центр «Академия».

4.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.-М.: Педагогика,1963.

5. Сеченов И.М. избранные произведения. Физиология нервной системы, Т.», изд-во Академии Наук СССР, 1956-994с.

Памятка для родителей.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

1. Следите за состоянием ребёнка, реагируйте на его жалобы.

2. Удовлетворяйте потребность ребёнка в движении, общении, познании нового.

3. Соблюдайте режим дня.

4. Витаминизируйте пищу - полноценное питание.

5. Дозируйте нагрузку на зрение (телевизор, компьютер, видео).

6. Ежедневно совершайте пешие прогулки на свежем воздухе.

7. Играйте в подвижные игры, проводите физкультурные минутки.

8. Создайте условий для легкой переключаемости.

9. Развивайте позитивный взгляд на жизнь, деятельность.

10.Уважайте жизненный темп ребёнка, его предпочтения.

11. Обеспечьте смену видов деятельности.

12. Ведите здоровый образ жизни.

Обращайтесь за психологической помощью и поддержкой к специалисту.

Опубликовано: 05.11.2015