Использование информационно- коммуникационных технологий в современном детском саду

Конференция: Современный детский сад

Автор: Никифорова Валентина Ивановна

Организация: МБДОУ № 286

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. И , конечно, в каждом современном детском саду педагоги используют ИКТ.

Согласно исследованиям ведущих специалистов существенное преимущество в использовании ИКТ перед традиционными занятиями в следующем:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление; 2. Использование икт позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению; 3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме,

что вызывает у детей огромный интерес,

так как главный вид деятельности дошкольника – игра;

- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; - поощрять детей при решении проблемной задачи, что является стимулом

для развития их познавательной активности; - развивать у дошкольников исследовательское поведение; - расширять творческие возможности самого педагога.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений.

Выделяется ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие игры и занятия с использованием ИКТ для детей:

1. исследовательский характер, 2. легкость для самостоятельных занятий ребенка, 3. развитие широкого спектра навыков и представлений, 4. высокий технический уровень, 5. соответствие возрасту, 6. занимательность.

Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ.

Мы работает с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование ИКТ способствует развитию у детей слухового восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов, развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения. Мы знакомим детей с неречевыми звуками - со звуками предметного мира и мира природы, со звуками животного мира.

Работа предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая. Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др.), так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Большой популярностью пользуются у наших детей аудио записи сказок, музыки, детских песен. Дети засыпают под релаксационную музыку.

Диски DVD с записью сказок используем для знакомства с татарскими авторскими и народными сказками.

Согласно перспективному планированию мы используем просмотр мультфильмов при ознакомлении детей с художественной литературой.

Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране, и они с большим желанием отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.

Система презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

У нас по всем лексическим темам есть интересные презентации:

« Лесные жители», «Дымковская игрушка», «Зимушка», «Домашние любимцы», «Комнатные растения», «День Победы» и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Угадай ». Дети отгадывают загадки, если ответ правильный, то появляется картинка.

Такие дидактические задания дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:

1. Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка; 2. Делать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. 3. Посмотреть на работу педагога с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями;

 

В процессе использования дидактических игр мы решаем следующие задачи:

- Развитие интеллектуальной сферы детей:

развитие мышления, памяти, внимания,

формирование предметных знаний, умений, навыков; - Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания; - Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах; - Развитие эмоциональной сферы; - Формирование учебной деятельности в целом;

Мы в своей работе используем артикуляционные сказки.

Для того, чтобы заинтересовать детей, мы создали сказки с комплексом артикуляционных упражнений. Одна из них называется « Про гномика ».

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Большое внимание мы уделяем играм по обучению татарскому языку. Нами разработано много презентаций и игр с использованием ИКТ.

За их основу мы взяли небольшие стихотворные тексты на русском языке с включением некоторых слов на татарском языке. Как показала практика, в такой форме дети легче запоминают новые слова, рифма помогает вспомнить и запомнить новые для них слова.

В работе с детьми родители самые главные помощники. Они присутствуют на наших занятиях, консультациях. Для того, чтобы результаты работы с детьми были еще лучше, мы знакомим их с компьютерными играми для развития речи. Для знакомства родителей с результатами нашей работы мы делаем фотоотчеты в форме газет и проектных разработок.

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашей группы. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, активизируют познавательную деятельность детей, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

Литература:

1.Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности.- 2.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.

3.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации

4.Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.

5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.

6.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г. 7.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Опубликовано: 10.11.2015