Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи и движения

Конференция: Современный детский сад

Автор: Егорова Рая Павловна

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Дошкольный возраст – наиболее важный период для физического и умственного развития детей. В это время наиболее интенсивно развиваются отдельные органы и системы детского организма, составляющего единое целое, в котором деятельность одних систем взаимосвязана с деятельностью других. Движение имеет огромное значение для развития физиологических систем растущего организма, оказывает мощное влияние на формирование психических процессов, интеллекта, речи, анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной) на формирование личности в целом. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечается общая физическая ослабленность, низкая моторная обучаемость. Наблюдаются различные хронические заболевания, особенно верхних дыхательных путей. Это связано с низкой двигательной активностью детей. Детский церебральный паралич характеризуются двигательными нарушениями, недостатками интеллектуального и речевого развития.

Работая в течении нескольких лет с детьми ДЦП хочу поделиться с опытом работы по теме: «Коррекционная помощь детям с интеллектуальным недоразвитием речи и движения».

Работу над коррекцией речи детей вела через дидактические и речевые игры, упражнения, театрализованную деятельность, артикуляционную гимнастику. Дети с диагнозом ДЦП имеют разную степень поражения головного мозга, двигательного анализатора, задержка психического развития и легкой степени умственной отсталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в развитии предметной и игровой деятельности. Коррекционно-развивающие занятия проводила с детьми в игровой форме. Детей учила манипулировать предметами и игрушками, т.к. овладение этими действиями стимулирует усвоению значения слов. Перед проведением игр – занятий, делала артикуляционную и дыхательную гимнастику, активизировала внимание, восприятие, произносила доступные ему звуки или простые слова. Далее

демонстрировала игрушки, выполняя с ними определенные действия,

сопровождая их словами и предложениями.

Дидактическая игра «Матрешка» развивает умственные способности, мышление и память, а подвижная игра «Покатились мячики» по полу – способствуют составлению простых предложений, дети постепенно научились повторять за воспитателем слова. Расставляя кегли на небольшом расстоянии друг от друга способствовало развитию движений и разговорной речи. Дети не умеющим двигаться в пространстве расставляла игрушки в разных местах группы и предлагала собрать их. Например, кто быстрее всех соберет игрушки, шарики. Детям, не умеющим ползать по полу предлагала собирать игрушки, перекатываясь с боку на бок, такие упражнения способствуют расслаблению мышечного тонуса. Играя вместе с детьми, обучала их различным умениям: надевать и снимать кольца с пирамиды, строить дом из кубиков, катать шарики и складывать их в коробки. При несформированности хвата вкладывала мячик в руку ребенка и помогала выполнить необходимые движения, старалась побудить в детях чувства (мышечной радости), удовольствия от собственных движений.

Таким образом у детей накопились речевые впечатления, развилась способность подрожать действиям и речи окружающих. Детей не принуждала к речи и не торопила с ответом, т.к. это может способствовать развитию страха речевого общения. Поэтому дети с ДЦП побуждала к речи другими приемами. Рассматривали картинки с детьми по «Звуковой страничке», у детей возникало образно-слуховое ощущение твердости и мягкости звуков. Например, цыпленок пищит (пи-пи), будильник звенит (тр-р-р), телефон звенит (дзинь), чайник кипит (пых). Для более интенсивного развития речи и слуха применяла дидактический материал: различные крупы (гречка, пшено, рис, горох, фасоль), раскладывала их в пустые пузырьки и коробочки, а также разного размера колокольчики, погремушки, емкости с водой. При встряхивании, переливании возникали различные звуки, что и способствовало возникновению слов. Стук (стучат), громыхание (гремят), шуршание (шуршат), бульканье (булькают). Детям с диагнозом ДЦП большую пользу принес журнал «Азбука – зарядка», т.к. все

упражнения отражают реальные предметы, в названиях которых содержатся звуки, которые дети выделять и обозначать буквы. При выполнении звукового упражнения дети произносили эти звуки. Таким образом, посредством зарядки укрепились мышцы спины, живота и других частей тела.

Изо дня в день проводимой работы получила положительный результат, дети с помощью игр стали четко произносить звуки, слова, предложения из трех слов. Более понятно стали выражать словом необходимый им предмет, активно участвовать на занятиях, двигаться в пространстве. Детям, не умеющим сидеть придумывала приспособление, удерживающее их. С помощью них дети чувствовали себя увереннее. Для развития слухового внимания проводила специальные игры на музыкальных инструментах: угадай что звучит? Чей это голос? Откуда слышится звук? Такие игры помогли детям регулировать голос по высоте и тембру. С детьми постоянно разговаривала, что он видит в данный момент, ребенок показывал рукой, я просила называть предмет «Что это?». Детей учила специальным приемам сенсорного обследования предметов по методу Монтессори. Дети ощупывали предмет и узнавали на ощупь, особенно пораженной рукой. Например, дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Шершавый алфавит», «Упражнение с прищепками», «Сверни салфетку». Одновременно вводила слова, обозначающие качество и сравнение предмета: тяжелый с легким, твердые с мягким, теплые с холодным. Во время игр обращала внимание на выбор правильной позы, т.к. правильная поза дает мышечное расслабление. Далее применяла пальчиковые игры из книги «Расскажи стихи руками». Дети запоминали жесты, изображенные на картинках: маленький кролик, две мартышки, моя книга. Пальчиковые игры дали детям радость общения между собой, а также развило у детей речь и мелкую моторику, что и дало подготовку руки детей к письму. В своей коррекционно-развивающей работе использовала следующие методы воздействия на детей: игровой, объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. Благодаря чему дети получили разнообразные сенсорные впечатления, у них развились внимание, способность сосредотачиваться, добрые

взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Движение детей становились более плавными, выразительными, ритмичными. В группе создала спокойную, психологическую обстановку. Особое внимание уделяла сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, проводила следующие закаливающие мероприятия: перекатывание мяча «ежик» по телу ребенка способствовала укреплению мышечной системы ребенка, полоскание горла настоем трав, утренняя гимнастика, прогулки, проветривание групповых комнат, прием витаминов по рекомендациям врача.

Работая с детьми тесно взаимодействую с музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем логопедом и учителем татарского языка, что позволило добиться положительных результатов. Дети научились четко произносить звуки, слова, стало более развита связная речь, дети научились читать стихи, говорить чистоговорки, скороговорки. Русскоязычные дети играют в татарские народные игры, понимают содержание простых сказок.

Таким образом, все вышеперечисленные игры, упражнения, методы воздействия дают положительный эффект на развитие и обучение ребенка с диагнозом ДЦП.

Список использованной литературы:

1. Бондарев В. «Расскажи стихи руками»

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

3. Лопухина И. Логопедия. Речь – ритм – движение

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.

5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

6. Панкратова Н. Звуковые странички. Журнал «Обруч»

7. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

9. Титова О.В. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП – справа, слева.

Опубликовано: 10.11.2015