Развивающая предметно – пространственная среда соответствующая современным требованиям (из опыта введения ФГОС ДО в младшей группе компенсирующей направленности с использованием технологии М.Монтессори)

Конференция: Современный детский сад

Автор: Шляндина Елена Дмитриевна

Организация: МБДОУ №37 «Теремок»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Железногорск

Согласно основных принципов ФГОС ДО, предметом оценки должны стать условия, т.е. образовательная среда. Анализируя требования ФГОС ДО и собственные возможности, приоритетным направлением для нас стала образовательная среда, включающая в себя:

  1. Людей - отношения с взрослым и сверстником;

  2. Пространство (как устроено, как часто меняется, зачем);

  3. Время (каков распорядок, как часто меняется, в связи с чем).

Находясь в поиске эффективной, рациональной организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды мы опирались на развитие детской инициативности, самостоятельности и активности, которая возможна, если дети могут:

- учиться на собственном опыте, экспериментировать с разными объектами, в том числе с растениями;

- быть в течение дня, как в одновозрастных группах, так и разновозрастных;

- изменять и конструировать игровое пространство площадок в соответствии с возникающими игровыми ситуациями и событиями.

- самовыражаться различными средствами творчества о событиях в течение дня (предъявлять продукт деятельности).

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитывали основные требования ФГОС ДО, так среда должна обеспечивать:

Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства:

  • организации;

  • группы;

  • территории, приспособленной для реализации Программы;

  • материалов, оборудования и инвентаря

Возможность:

  • общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;

  • двигательной активности;

  • уединения.

  • реализацию различных ОП;

  • необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;

  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

  • учёт возрастных особенностей детей.

Должна быть

I. Содержательно насыщенной

1.1 Соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы

1.2 Включать оснащение:

- Средства обучения (в т.ч. технические);

- Оборудование и инвентарь: игровой, спортивный, оздоровительный.

1.3 Образовательное пространство обеспечивает:

а) Активность (для всех категорий воспитанников):

- игровую,

- познавательную,

- творческую,

- исследовательскую ( + экспериментирование с доступными материалами, в т.ч. с песком и водой),

- двигательную (в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в

подвижных играх и соревнованиях.

б) Эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением.

в) Возможность самовыражения.

II.Трансформируемой

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

III. Полифункциональной

  • Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.)

  • Наличие полифункциональных предметов (в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре).

IV. Вариативной

а) Наличие различных пространств:

для игры

для конструирования

для уединения и пр.

б) Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

в) Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Все перечисленные выше компоненты отражены в технологии Марии Монтессори, эти требования легли в основу создания развивающей предметно-пространственной среды младшей возрастной группы для детей с патологией зрения. Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

С нашей точки зрения для ребенка с нарушением зрения Монтессори-материалы - это "ключ к миру", благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, "материал должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка…"

Для нас свобода ребенка означает: свободу передвижения в подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми. Опыт нашей работы доказывает, что в условиях свободной деятельности ребенок с ОВЗ учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению

Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом.

Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Инструментом анализа и планирования работы педагога стала разработанная нами карта развития детской инициативы (интереса).

Таблица 1.

 

В группе отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном, автономном коврике или столике, и прогресс его виден только по отношению к нему самому. Множественные ситуации выбора позволяют ребенку с нарушением зрения научиться принимать решения, оценивать собственные возможности, искать ресурс, обращаясь к взрослому, товарищу за помощью.

Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда помогла нам в содействии и сотрудничестве с родителями, в группе действует родительский клуб «Познаем секреты детства». Включенность родителей в жизнь группы осуществляется участием в событиях группы, в совместной деятельности с детьми, где дети обучают родителей в освоении Монтессори-материала. Активная деятельность, обсуждение жизни группы, доверительные отношения – все это способствует тесному сотрудничеству с семьей.

Наша работа направлена на дальнейшее конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников по всестороннему развитию личности ребенка с ОВЗ через практическую работу детей и родителей в группе.

Литература:

1.Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 2006.

2. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2013.

3.Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.- М.: Академия, 2014.

Опубликовано: 13.11.2015