НОД Прошлое бумаги
Конференция: Современный детский сад
Автор: Налимова Надежда Михайловна
Организация: МАДОУ «Теремок»
Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Губкинский
Задачи:
Образовательные: познакомить с важным изобретением человечества - изобретением бумаги.
Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления; развивать активный и пассивный словарь; развивать умение работать в сотрудничестве (групповая работа), задавать вопросы, планировать свою деятельность, следовать инструкции, оценивать свою деятельность по образцу.
Воспитательные: уважительное отношение к предкам, к историческим достижениям.
Предварительная работа: анализ художественных книг по теме; общение детей с родителями, старшими братьями , сёстрами по теме; оформление "Бумажной полочки" (книги, журналы, бумага для аппликаций, упаковки, салфетки, туалетная бумага...).
Материалы и оборудование: Для педагога: картинки с изображением наскальной живописи, глиняных дощечек, папируса, пергаментных книг, берестяных грамот; берёзовый пень, образец некачественной бумаги, мешочек с конфетами, полоски бумаги; модели-источники знаний.
Для детей: камни, глиняные дощечки, острая палочка, гуашь, бумажные салфетки, ванночка с водой, полоски бумаги (шириной приблизительно 5 см).
Примечание: в группу накануне занятия приходит письмо - приглашение от Лесовичка.
Занятие - эксперимент
Друг - колокольчик зовёт детей в экспериментальную лабораторию.
Проблемная ситуация: На чём написал Лесовичок письмо - приглашение? Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Предложение, перенестись во времена, когда бумаги не было.
Практическая работа: дети пишут палочками на камнях (демонстрируется картинка с комментариями); на глиняной доске, на бересте выдавливают рисунок острой палочкой (картинки с комментарием); рассматривают картинки с изображением папируса, пергаментных книг.
Коллективный диалог: удобны ли эти материалы для письма? Поясните.
Рассказ воспитателя: В Китае очень давно изобрели бумагу. Первая бумага была некачественной (демонстрация образца), но всё равно удобней, чем камень, глина, папирус, береста, пергамент. Что значит изобрели? А знаете, как это было? А как вы сможете это сделать? (спросить, посмотреть,... - обращаемся к моделям - источникам знаний).
Эксперимент (исследование):
1. Приводим рабочее место в порядок. Стираем бумажные салфетки. Что случилось с салфетками? ( Вывод: в воде бумага размокает, становится непригодной для использования).
2. Пытаемся завязать наполненный мешочек полоской бумаги: бумажная полоска рвётся, не годится для завязки мешка.
3. Превращаем широкую полоску в узенькую (сворачиваем бумагу шнурком). Такая узкая полоска становится прочной и её можно использовать в качестве завязки ( волшебное свойство бумаги).
Подводим итог: Что нового интересного узнали? Как вы это сделали? Что хотите ещё узнать? Удачи!
Прощаемся с другом - колокольчиком - хозяином экспериментальной лаборатории.
Получаем от него за труд в бумажных упаковках конфеты.
Литература:
Дыбина О.В. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2002.
Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007.
Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Детство-пресс» 2007.