Развитие мелкой моторики рук через конструктивную деятельность у детей дошкольного возраста
Конференция: Современный детский сад
Автор: Свердлова Жанна Юрьевна
Организация: МБДОУ «ДС КВ «БУРАТИНО»
Населенный пункт: Тюменская область, г.Тарко-Сале
Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей слабо развита мелкая моторика рук по сравнению с прошлыми поколениями. Если раньше больше приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее.
Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Мелкая моторика-это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Педагоги начальных классов нередко видят, что ребёнок, пришедший в первый класс, элементарно даже не может держать в руках карандаш, он не умеет вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули. Таким образом, уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи». Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение.
Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?
Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом.
По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.
Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать.
Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже раннего возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка.
Что же способствует развитию мелкой моторики малыша?
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
-
игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
-
пальчиковые игры;
-
лепка;
-
массаж пальцев и кистей;
Средства развития мелкой моторики
-
Пластилин
-
Ножницы
-
Природный материал
-
Бумага, оригами
-
Раскраски-штриховки
-
Пальчиковая гимнастика
-
Массаж
-
Крупа
-
Бусы
-
Пуговицы
-
Прищепки
-
Нитки
-
Веревки
-
Шнурки
-
Конструктор
-
Мозаика
-
Пазлы
-
Карандаши
-
Счетные палочки
-
Вода
-
Песок
-
Куклы
-
Вода
-
Песок
-
Куклы
-
Пальчиковая гимнастика.
Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.
Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
-
массаж тыльной стороны кистей рук
-
массаж ладони
-
массаж пальцев рук
Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
-
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Упражнения с мячами
-
учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
-
катать мяч по часовой стрелке;
-
держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
-
1 группа. Упражнения для кистей рук
-
2 группа. Упражнения условно статические
-
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а дети в это время выполняют определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.
-
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
-
Театр теней.
Упражнения с мячами
-
учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
-
катать мяч по часовой стрелке;
-
держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Упражнение с четками:
Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой.
-
Игры с пуговицами
-
Пуговичный массаж:
Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку. Перетирайте пуговицы между ладонями. Пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с бусами
Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст детей, тем крупнее должны быть бусины. Старшим дошкольникам можно нанизывать бисер, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты и т. п.
Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Чтобы детям не было скучно, активизируйте свою фантазию. Пусть красные бусины – это будет угощение для мишки, а зелёные – для зайки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания
Игры с пластилином
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины, соленого теста.
Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.
При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи
-
Мнем и отщипываем
-
Надавливаем и размазываем
-
Скатываем шарики, раскатываем колбаски
-
Режем на кусочки
-
Лепим картинки
Игры с крупой, горохом, фасолью
Крупы являются хорошим массирующим материалом – ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям, растирать их в руках.
«Найди меня» -в небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.
-
Прячем ручки
-
Пересыпаем крупу
-
Дождь, град
-
Покормим птичек
-
Разложи по тарелочкам
-
Вкусная кашка
-
Найди игрушку
-
Игра «Золушка»
-
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
-
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Игры с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
-
Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
-
Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с бумагой
-
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
-
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры с природным материалом
Гуляя с детьми, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с конструктором
Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.
Игры с мозаикой
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Шнуровки
В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции речевого аппарата.
Игры с веревочкой
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.
Шитье, вязание, плетение, застежки
Куклы
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Кубики, пирамидки
Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Кубики. Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
Пазлы
Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори.
Рисование, трафарет – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Игры с прищепками
-
Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.
-
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!
Использованная литература.
-
Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
-
Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
-
М. Н. Смирнова учимся со сказкой: «Развиваем мелкую моторику».
-
Методическое пособие по мелкой моторике. Движение руки всегда тесно связано с. речью и способствует её развитию. В. М. Бехтерев.