Роль театрализовано-игровой деятельности в речевом развитии ребенка

Конференция: Современный детский сад

Автор: Бирская Татьяна Алексеевна

Организация: МБДОУ ЦРР д/с № 14

Населенный пункт: г.Ульяновск

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, насыщена эпитетами, эмоционально окрашена интонациями. В наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством родного языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение и скудность словаря. Год от года растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, задать вопрос.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития речи детей. Это пора, когда дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируются психологические процессы: мышление, память, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, дети учатся контактировать с окружающими их людьми. Образность, точность речи обогащается за счёт средств художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, басни и т.д.

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

  Речь, во всём её многообразии, является главным компонентом общения,

в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.

  Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников . Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают

в речевое общение и раскрываются. Исследование Г. А. Волковой показало , «что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.». Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность,

включающая в себя не только действие детей с куклами или собственное действие по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т. д.).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки и музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному

с ним совершенствованию речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью

четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и

передавать свои впечатления в монологической форме. Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного ). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.

Развитие речи , теснейшим образом, связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,

что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Таким образом, можно сделать вывод, что театрализовано - игровая деятельность даёт возможность использовать театрализованные игры как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство по развитию речи детей, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

ЛЛитература:

1. Антипина А.Е.. Театрализованная деятельность в детском саду. М.Творческий центр, 2009

2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности. Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал :№7 2009

3.Бочкарева Л.П.. Театрально-игровая деятельность дошкольников.  Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.

4.Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольного образования - Мн.: Юнипресс, 2006.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М. Просвещение, 2005

6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.

8. Рудик О.С. Развитие речи детей в свободной деятельности. – Москва, 2009.

9. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.Л

Опубликовано: 07.12.2015