Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам воспитания детей в современном детском саду

Конференция: Современный детский сад

Автор: Полеева Ирина Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №15 «Бережок»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард

«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»

 

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки.

Важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющее, взаимообогащающее влияние семейного и общественного воспитания.

Но часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Зачастую, и это не секрет, многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды, считая, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?

  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?

  • Как вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Ведь положительный результат, может быть достигнут, только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

На основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ, и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка был разработан федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу 1 января 2014г., который отвечает новым социальным запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

 Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
 •    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
 •    объединение усилий для развития и воспитания детей;
 •    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
 •    активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
      Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей
       Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Далее мы начинаем использовать активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары, консультации специалистов,  семейные спортивные встречи,
почта доверия, телефон доверия,  открытые занятия для просмотра родителей,  родительская гостиная,  семейные конкурсы,  семейные портфолио, день открытых дверей,  сайт ДОУ.

На следующем этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).

 Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
 - это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; 
 - это учет индивидуальности ребенка;
 - родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка;
 - это укрепление внутрисемейных связей;
 - это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
 - это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
 Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
 При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
 Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь все иначе.  Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.  И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

 

Опубликовано: 22.12.2015