Проект «Игра в шумовом оркестре, как средство моделирования положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста»
Конференция: Современный детский сад
Автор: Злуцева Елена Сергеевна
Организация: МБДОУ № 269
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Образовательные области:
«Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Обеспечение проекта:
Наглядный материал: иллюстрации, картинки с музыкальными инструментами.
Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, барабаны, «шуршалки», «шумелки», и т.д.).
Демонстрационный материал к играм.
Методическое сопровождение проекта:
Картотека музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха.
Рисунки детей на тему: «Музыкальные инструменты».
Методическая литература: «Изготовление самодельных музыкальных инструментов из бросового материала».
Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала детьми совместно с родителями в музыкальной мастерской.
Выставка самодельных музыкальных инструментов «В мире музыкальных инструментов».
Актуальность
Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Поэтому, с целью моделирования положительного эмоционального состояния ребенка, мною было принято решение создать в группе шумовой оркестр.
Новизна: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной творческой проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Цель проекта: моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре.
Я предположила, что моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре, будет успешным, если:
-
Создать предметно- пространственную среду для осуществления деятельности по созданию мастерской по изготовлению музыкальных инструментов;
-
Организовать взаимодействие с такой социальной средой, как: методист, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
В соответствии с поставленной целью мною были определены следующие задачи.
Задачи проекта:
-
Создать в группе мастерскую по изготовлению музыкально- шумовых инструментов.
-
Создать предметно- пространственную среду для осуществления деятельности по созданию мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.
-
Развивать у детей коммуникативные способности, творческую инициативу, сообразительность посредством изготовления музыкальных инструментов для шумового оркестра.
-
Организовать взаимодействие с такой социальной средой, как: методист, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
-
Создание в группе мастерской по изготовлению музыкально- шумовых инструментов.
-
Создание предметно- пространственной среды для осуществления деятельности по созданию мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.
-
Развитие у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности посредством изготовления музыкальных инструментов для шумового оркестра.
-
Взаимодействие с такой социальной средой, как: методист, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
-
Подготовительный. Информационный.
Работа с литературой. Ознакомление с проектом педагогов и родителей.
-
Этап реализации.
Создание предметно-развивающей среды. Изготовление самодельных музыкально-шумовых инструментов, привлечение родителей к данному процессу.
Ресурсы обеспечения:
-
Организационные
Деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно- воспитательной работы МБДОУ.
-
Информационные
Работа с литературой.
-
Материально- техническое
Использование в процессе работы ноутбука и музыкального центра.
-
Кадровое
Привлечение к работе педагогов и родителей.
Описание проекта:
Проект направлен на моделирование положительного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста посредством игры в шумовом оркестре, формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.
Важной базой для создания шумового оркестра в группе было взаимодействие с социальной средой, а конкретнее:
-
взаимодействие со специалистами детского сада;
-
взаимодействие с музыкальным руководителем;
-
взаимодействие с музыкальной школой № 1;
-
взаимодействие с родителями воспитанников.
Для пробуждения у детей интереса к музыке, мною было принято решение пригласить в группу учеников музыкальной школы № 1 г. Красноярска и их руководителя, с презентацией музыкальных шумовых инструментов и небольшой концертной программой, которая проходила в форме музыкальной детской сказки.
После выступления детей настроение у всех улучшилось, мои воспитанники были в восторге. После обсуждения музыкального концерта, мы решили создать в группе свои собственный музыкальный оркестр.
Для этого необходимо было выбрать место расположения оркестра, оно должно быть удобным и доступным для детей. А также создать в группе мастерскую по изготовлению музыкально- шумовых инструментов. В мастерской мы работали над созданием самодельных музыкально- шумовых инструментов, это давало ребенку возможность творчески раскрыться, проявить свою индивидуальность, раскрыть свои творческие способности, также совместная деятельность детей и воспитателей сплотила детский коллектив, дети учились договариваться друг с другом, выслушивать советы и мнения друг друга. Творческая работа по созданию музыкально-шумовых инструментов, безусловно, наложила положительный отпечаток на эмоциональное состояние детей, их настроение улучшалось от результата проделанной работы, а в дальнейшем от игры на самодельных инструментах.
Чтобы создать полноценный интересный и насыщенный инструментами оркестр, мне также понадобилась помощь родительского коллектива. Главная задача родителей заключалась в совместном изготовлении инструментов с детьми, мнение и творческая инициатива ребенка должна обязательно учитываться. В результате мы получаем не только сделанные музыкально-шумовые инструменты, но также радостное настроение, положительное эмоциональное состояние, и гармонизацию детско-родительских отношений.
Список используемой литературы:
1. Белкина.В.Н. «Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям». Ярославль, 1998 г.
2. Ветлугина Н.А. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва,1984 г.
3. Гераскина Л. «Ожидание чуда» Музыкальные занятия и праздники для младшей группы. г.Чехов, 2002 г.
4. Гераскина Л. «Ожидание чуда» Музыкальные занятия и праздники для старшей группы.. г.Чехов, 2002 г.
5. Дзержинская И.Л «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Москва, 1985 г.
6. Загоруля Т.А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора» Ханты-Мансийск, 1999 г
7. Зацепина М.Б «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Москва. 2006 г.
8. Конова Н.Г «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Москва «Просвещение»1990.
9. Комарова Т.С « Народное искусство в воспитании детей» Москва, 2000
10. Костина Э.П «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Москва, 2004 г.